Структура сметы расходов



Смета является финансовым документом, в котором отражены планируемые работы и затраты на выполнение этих работ.


Пакет сметной документации составляется на основании технического задания и состоит из нескольких более детальных документов. Каждый из этих документов отображает определенные статьи расходов.


1) Локальная смета. В локальной смете отображаются планированные прямые затраты. В этом документе учитывается перечень всех запланированных работ и их стоимость, а также отведенное время на выполнение этого задания, согласно установленным нормативам. Стоимость работ включает в себя:


- зарплату основных рабочих, соответствующую квалификационному разряду рабочего;

- основные и вспомогательные материалы, которые используются в процессе выполнения работ;

- затраты на транспорт и прочие услуги, которые планируются при непосредственном выполнении ремонта или строительства;

- общепроизводственные расходы (зарплата обслуживающего персонала, энергетические затраты и прочие расходы, которые необходимо учесть при выполнении планируемых работ).


2) Ведомость ресурсов. В документ выносятся:

- материалы (основные и вспомогательные), которые будут использоваться в выполнении работ, с планируемыми ценами;

- затраты на оборудование и автотранспорт.

Эти расходы уже учтены в локальной смете, а в ведомости ресурсов указываются более детальные развернутые данные.


3) Общепроизводственные расходы. У каждого предприятия они разные. В документе, отдельной статьей, указывается зарплата обслуживающего персонала, который будет задействован при выполнении планируемых работ. Эти расходы более-менее постоянны.


4) Договорная цена – сводный документ всех предстоящих затрат. В договорной цене указаны уже только статьи расходов и затраты на них. В этом документе указывается стоимость административных расходов и прибыль, и формируется окончательная стоимость проекта.


Плановые и фактические расходы



После составления и утверждения сметы расходов, можно приступать к выполнению работ. При этом необходимо строго придерживаться составленной сметы расходов. Но при выполнении фактических работ могут возникнуть некоторые отклонения от сметных показателей. Так, некоторые работы могут быть выполнены быстрее запланированного времени – это уменьшит затраты и увеличит прибыль. Но может быть и наоборот – стоимость фактически приобретенных материалов будет выше, чем запланированных. Все эти изменения отражаются в акте выполненных работ.


В акте выполненных работ информация должна быть достоверной и фактической. В противном случае расчет рентабельности будет фиктивным, и, вместо прибыльного, можно получить убыточный проект.