Совет 1: Психологическая структура личности

Личность – это человек с точки зрения социального общения. У каждой личности большое количество индивидуальных черт и свойств, которые психологи пытаются «разложить по полочкам».

Что такое личность?



Личность – это тесное переплетение биологических характеристик человека и его социального общения с другими людьми. Человек, выросший вне общества (например, дети, воспитанные дикими животными), или который в силу своих особенностей не в состоянии общаться с другими, не может стать личностью. Каждая личность уникальна и многообразна.

В психологии различные мнения о том, что же представляет собой личность. Некоторые психологи считают, что личность – это набор мотивов. Другие, наоборот, личностью считают набор отношений к ситуациям и другим людям. З. Фрейд разделял личность на три части: «Я» (сознательное), «Оно» (бессознательное) и «Сверх-Я» (идеал, который контролирует наше поведение).

Уровни личности



Структура личности состоит из нескольких подструктур. В основе лежат биологические моменты: возрастные и половые особенности. Сюда также входят темперамент и тип нервной системы, так как они являются врожденными. На следующем уровне находятся способности, мышление, ощущения, которые могут быть и врожденными, и приобретенными. Уровнем выше - социальный опыт человека, знания, привычки. Эта подструктура формируется только в обучении. Высший уровень личности – это ее взгляд на мир, желания, идеалы, стремления.

Несмотря на то, что личность формируется в обществе с его правилами и нормами, подструктуры личности у каждого человека разные. Очень сложно встретить личность с тем же типом темперамента, характером, воспитанием и социальным опытом. Именно поэтому людям зачастую сложно понять друг друга.

Компоненты личностной структуры



Структура личности - это то, из чего она состоит, ее элементы и связь между ними. Основные элементы личности - это мотивация, воля, познание, эмоции, характер, способности и самосознание.

Мотивация – это потребности и желания, то, что заставляет человека двигаться вперед. Воля возникает в сложных ситуациях и при встрече препятствий. Это сознательная регуляция своего поведения. Познание  это ощущения, восприятие, воображение, память. Эмоции – это проявление переживания каких-либо событий. Они помогают человеку понять значимость происходящего. Характер  это скелет личности, устойчивые, типичные черты конкретного человека. Способности – особенности человека, которые являются условием успеха в каком-либо деле. Самосознание – внутренне переживание своего «Я».

Совет 2: Структура личности человека

В структуре личности можно выделить примерно 10 компонентов. Эти компоненты можно разделить на телесные, психологические, социальные и непосредственно личностные.

Когнитивная и аффективная сфера - две противоположности



Когнитивная область личности занимается познанием и включает такие психические процессы: память, внимание, восприятие, понимание, мышление, принятие решений. Познание с помощью них называется рациональным, то есть разумным. Это логическая и последовательная переработка информации.

Аффективная же сфера включает все не связанные с разумом психические процессы. Сюда входят мотивы, потребности, эмоциональное отношение к миру и себе самому, импульсы и побуждения. Аффективная сфера побуждает к поступкам, которые простым языком называют неразумными.

Мировосприятие и сознание



Следующий компонент структуры личности человека – его мировосприятие. Мировосприятие можно определить как видение мира в целом и отношение к нему. Компонентом мировосприятия является в свою очередь Я-концепция. Она отражает видение человеком себя в этом мире. Картина мира у каждого человека имеет свои особенности. Мир может восприниматься как безопасный и опасный, простой или сложный.

Сознание как компонент структуры личности представляет собой область, в которой человек может обратить внимание на свои психические процессы. Эти процессы являются ясными и разумными, их можно контролировать. Бессознательное же содержит в себе элементы, которые человек не может «увидеть» и проконтролировать. Сюда относятся процессы, происходящие без контроля сознания. Узнать о содержимом бессознательного возможно с помощью тщательного самоанализа.

Направленность личности и опыт



Следующий компонент – направленность личности. Это то, что на самом деле важно для человека. Другими словами – это его движущая сила, личная идеология. Направленность личности может отличаться широтой или узостью, различаться по устойчивости. Обычно направленность личности определяется самим человеком, а не обществом.

Опыт как компонент структуры личности – это знания и умения, полученные в течение жизни. Они влияют на человека в настоящем времени, как бы давно они ни были усвоены. Личный опыт формируется из того, что пережил непосредственно человек. Также люди принимают и чужой опыт, общественный, который не подвергается сомнению и личной проверке. К общественному опыту в том числе можно отнести некоторые морально-этические моменты.

Способности и темперамент



Способности личности также входят в ее структуру. Это могут быть умственные, волевые, душевные, телесные способности. Входит в структуру и характер – совокупность относительно устойчивых способов поведения и реакций. Несмотря на имеющийся костяк в виде характера, на реализуемое поведение влияет еще множество и других посторонних факторов. Основными остаются привычки, сила воли и динамичность действий.

Последний компонент структуры личности – темперамент. В общих чертах можно сказать, что это энергия и динамика поведения, сила его эмоциональных реакций. Люди по темпераменту делятся на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов.
Видео по теме

Совет 3: Как провести диагностику в школе

Психологическая диагностика в школе применяется для исследования структуры личности ученика. Она позволяет получить информацию о психологических способностях человека, ярко выраженных чертах характера и, соответственно, научится правильно ими пользоваться. Школьная диагностика используется не только для выявления слабых мест в развитии ребенка, но и выясняет уровень готовности школьника требованиям учебного процесса. Психологами традиционно используются только стандартизированные и апробированные тесты и методики, для использования которых требуется специальный уровень профессиональной подготовки.
Вам понадобится
  • свободный кабинет, бланки, чистые листы бумаги, ученики.
Инструкция
1
Для того чтобы провести психологическую диагностику в школе, вам нужно знать точное количество учеников в классе. Учитывая это, заготовьте бланки с вопросами и чистые листы бумаги. Договоритесь с администрацией школы, чтобы вам выделили свободный кабинет для проведения диагностики и предупредили учеников о предстоящем мероприятии.
2
Когда вы придете в кабинет к школьникам, обязательно представитесь и расскажите цель вашего визита. Раздайте бланки и чистые листы бумаги. Проинструктируйте школьников и, убедившись, что они все поняли, разрешите им приступить к выполнению задания. После того как все школьники ответят на вопросы, соберите их бланки и, поблагодарив за участие в диагностике, разрешите выйти из класса.
3
Начните обрабатывать полученные результаты в соответствие с ключом расшифровки ответов. Составьте на каждого ученика психологический портрет личности и полную характеристику индивидуальных особенностей. Выявите слабые и сильные стороны и напишите для них рекомендации.
4
Сообщать результаты диагностики нужно в строго индивидуальном порядке. Подробно расскажите школьнику, как вы получили результаты его диагностики и дайте рекомендации для коррекции выявленной проблемы.
Видео по теме
Источники:
  • как провести эксперимент в школе

Совет 4: Как составить психологический портрет личности

Каждый человек стремится адаптировать свое поведение под определенные нормы, но в нестандартных ситуациях проявляет индивидуальные качества. Чтобы представлять с кем вы имеете дело, нужно составить его психологический портрет. Для этого следует обратить внимание на многие черты характера человека, его способности и интеллект.

Тип темперамента


Темперамент является основой характера личности и дается человеку от рождения. В зависимости от темперамента можно судить об энергичности личности, его работоспособности и стрессоустойчивости.

Холерики — активные и целеустремленные, трудолюбивые и энергичные, но крайне неуравновешенные. Их резкие перепады настроения с милости на агрессию могут привести в замешательство.

Сангвиники очень общительны и позитивны. Они активные и уравновешенные, но им быстро надоедает монотонная работа. При этом они не любят спорить и с легкостью дают обещания, но не всегда выполняют их.

Флегматики очень медлительны, но настроившись на определенную деятельность, они способны подолгу работать и выполнять обязанности в срок. Их эмоциональная сдержанность может показаться снобизмом или безразличием.

Меланхолики очень чувствительны к чужому настроению и восприимчивы к мнению окружающих. Но они преданны и внимательны к своим близким и тем, кого уважают.

Черты характера


В чертах характера выражаются устойчивые свойства личности, которые приобретаются в процессе воспитания и взаимодействия в социуме. В структуре характера выделяют 4 основные группы, по которым дается оценка личных качеств человека.
Во-первых, нужно обратить внимание на отношение личности к трудовой деятельности. Человек может быть ленивый или трудолюбивый, инициативный или пассивный, ответственный или безответственный.

Во-вторых, идет оценка отношения личности к близким людям и коллективу. Определяется насколько он общительный, внимательный, и отзывчивый.

В-третьих, представляет интерес самооценка личности: завышенная, заниженная или адекватная. Эти качества могут проявляться в гордости, самокритичности или чувстве собственного достоинства.

В- четвертых, значение имеет и отношение человека к материальному миру. Обращается внимание на его аккуратность, щедрость и бережливость, или напротив, скупость.

Тип характера


В психологии личности выделяют 4 типа характера.
Демонстративные личности эмоциональны и артистичны, достаточно мечтательны и импульсивны.
Педантичный характер проявляется в рассудительности и аккуратности, но у человека возникают трудности с нерешительностью.

Застревающий тип характера у злопамятных личностей, которые склонны по долгу держать в себе негатив.
Возбудимый тип характерен для конфликтных личностей, которые часто раздражаются и всем недовольны.

Способности и интеллект


Для целостного восприятия необходимо учесть индивидуальные способности человека. В данном случае представляет интерес его способность решать конкретные задачи, предрасположенность к определенному виду деятельности, система мотивации и интеллектуальные способности.

Отдельно рассматривается эмоциональная устойчивость человека, его стабильное настроение и степень стрессоустойчивости. Обратить внимание стоит и на умение личности общаться в коллективе, ораторские способности, креативные и лидерские черты.

Совет 5: Развитие как психологический феномен

Развитие как психологический феномен подразумевает под собой какое-либо изменение во времени. Однако ученые до сих пор расходятся во мнении, что конкретно изменяется и как это происходит.
Инструкция
1
Согласно В.Н. Карандашеву понятие «развитие» носит многоаспектный характер. Мы можем понимать развитие как рост, то есть процесс количественного изменения (накопления) внешних признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, толщине и т.д. Однако в то же время под развитием может подразумеваться созревание. При этом главной составляющей процесса являются морфологические изменения, протекающие под непосредственным управлением генетического аппарата.
2
Развитие также можно воспринимать как совершенствование. При этом механизмом развития будет служить система реакций и психических процессов человека, преобразующих структуру его личности. Данный подход предполагает наличие какой-либо определенной цели (совершенной формы развития). В психологии данная трактовка встречается чаще всего. Именно процесс совершенствования заставляет людей жить, решать намеченные задачи, достигать результата.
3
Понятие развитие используется также и в социальной психологии, а конкретно в психологии масс. Здесь оно может представлять собой универсальное изменение. Подобные общие изменения должны происходить у людей разных культур, вероисповеданий, языков. При этом рассматриваться может как универсальное изменение региональных групп людей, так и международных масс. Сильный разрыв между развитыми странами и отстающими может продемонстрировать четкий пример подобного развития.
4
В психологическом консультировании и психотерапии понятие «развитие» чаще понимается как качественное структурное изменение. То есть у человека в процессе консультирования или терапии меняются целиком и полностью какие-либо характеристики, свойственные ему ранее. Меняется мировоззрение человека, его ценностные установки, качества личности. Для того чтобы проводить данную работу, требуется очень много месяцев. Если установки человека не меняются в течение года, то тогда можно твердо сказать о том, что индивид не хочет развиваться.
5
К последней категории также можно отнести понятие «развитие» как изменение, влекущее за собой новое развитие. То есть развитием можно считать только те изменения, которые влекут за собой новое изменение. Происходит некая лавина изменений. В обиходе подобную трактовку называют «эффект бабочки». Все, что сделано человеком, влечет какие-либо последствия, будь то поход в магазин или подписание договора между странами.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500