Государственная итоговая аттестация в 9 классе среднеобразовательной школы была введена в качестве эксперимента в 2002 году. Она представляла собой пакеты тестовых заданий по всему курсу сдаваемого предмета, цель такого тестирования заключалась в том, чтобы оценить объем знаний, которые были сформированы за годы изучения, а не за предшествующую аттестации четверть. К тому же, первые тесты носили не столько энциклопедический характер, сколько логический, поэтому если ученик понимал предмет и знал базовые законы, то мог выполнить даже тот тест, который напрямую будто бы и не касался предмета изучения.

Единого оценочного критерия по всей стране выработано не было, по этой причине в каждом регионе разработали свою систему оценки экзаменационных тестов. Сегодня ГИА обязательна по русскому языку и математике, хотя на начальной стадии внедрения под тестовую форму сдачи попали химия, физика, иностранные языки, биология, география и прочие предметы.


Предполагалось, что ГИА станет платформой для подготовки к сдаче более серьезного единого государственного экзамена (ЕГЭ), даст ученикам понимание структуры и типа заданий, настроит на верное восприятие заданий, научит правильно заполнять типографские бланки заданий. Но, что важнее, ГИА должна была снять психологическое напряжение перед единым экзаменом, ведь школьники бы понимали чего ожидать, а это значит, что традиционный эмоциональный фактор на экзамене - фактор ступора и страха - был бы преодолен.

ГИА расценивалась и как часть вступительного испытания при переходе на образование иной ступени. Так, помимо зачисления в 10 класс средней школы результаты, результаты ГИА учитываются при поступлении в средне-специальные учреждения: колледжи и профессиональные училища. Также ГИА рассматривается как подготовка к сдаче в 11 классе более серьезной формы аттестации – ЕГЭ.
Россия приняла такую форму аттестации по образцу западной системы образования, не учтя того факта, что отечественная система была иного толка. До таких кардинальных преобразований наша система обучения считалась лучшей в мире.


Недостатки аттестации



Если говорить об официальной причине введения данной формы аттестации, то основной целью, которой добивалось Министерство образования, была в том числе и объективность оценки знания учащегося. Безусловно, субъективный фактор восприятия учителями учащегося играет важную роль, при традиционной экзаменационной форме об объективности говорить не приходилось. Но и объективность в ГИА тоже в какой-то мере носит условный характер, т.к. одним из проблемных мест данной тестовой методики является составление большого количества вариантов теста с одинаковой сложностью заданий. Это сделать практически невозможно.

Также одним из главных недостатков ГИА считается отсутствие необходимости глубокого погружения учащегося в изучаемый материал. Государственный итоговый экзамен направлен, прежде всего, на то, чтобы ученик запомнил огромное количество информации, вникать в которую ему совсем необязательно.
Многие эксперты небезосновательно утверждают, что пользы от экзамена почти нет, так как он демонстрирует лишь умение девятиклассника угадывать правильный ответ.


Достоинства аттестации



При большой доле недостатков в ГИА имеется и положительная сторона: вторая часть экзамена включает творческую составляющую, которая дает возможность раскрыть действительный характер знаний испытуемого. Но, к примеру, в тесте по математике больше половины баллов накапливаются именно за тестовую часть. Именно ей при подготовке уделяется больше внимания. Школьник, усвоив законы ГИА, предпочитает выполнить первую часть, так как знает, что за нее можно получить неплохие балы и уже не тратить усилия на выполнение второй части.

Каждый год в ВУЗы поступают абитуриенты, которые привыкли выражаться односложными предложениями и готовыми схемами. Выстроить развернутый ответ для них - задача практически непосильная. Вчерашние школьники, выходя из среднеобразовательных учреждений, научились лишь усваивать большой информационный поток, совсем не разбираясь в нем. Поэтому с каждым годом растет число людей, склонных считать, что ГИА, а тем более ЕГЭ, являются неэффективными.