Не просто велосипед



Он появился в середине 1950-х годов на одном из минских заводов и произвел настоящий фурор. «Орленок» стал велосипедом, переходным от детского двухколесного к настоящему взрослому. Несмотря на то, что аналогом «Орленка» являлся «Школьник», последний не пользовался популярностью. Дело было в натяжной втулке заднего колеса. На «Школьнике» она слишком быстро приходила в негодность. Другое дело «Орленок», на который производитель установил втулку, идентичную настоящему взрослому велосипеду.


Для советского подростка велосипед играл совсем другую роль, нежели для современного школьника. Он был настоящим другом, а велосипед марки «Орленок» и вовсе покупали не каждому школьнику. Это объяснялось его достаточно высокой стоимостью. Да и размеры многих советских квартир не позволяли поместить такого двухколесного друга. Кстати, велосипед «Школьник» имел несколько меньшие размеры, но и это не сделало его популярнее. Мечта советского подростка весила 12,5 кг. «Орленок» имел поворотный регулируемый под индивидуальную высоту хромированный руль.

Кроме Минска, «Орленок» выпускался в Литве. Такие велосипеды имели надпись Ereliukas («Орленок») на раме. Кстати, так называлась мужская разновидность велосипедов, имеющая мужскую раму. Девичья модель с велозаводов Шауляйна носила наименование «Ласточка» и отличалась рамой.

Передавали по наследству



«Орленок» предназначался для поездок по любым трассам. В его комплектацию входили аптечка для ремонта шин, насос, масленка. За дополнительную плату можно было приобрести велосипед с фарой, генератором, счетчиком пройденного расстояния.

Да и без всего этого «Орленок» становился настоящим мальчишечьим богатством. Скорее, статусом. Счастливый обладатель велосипеда обязательно разрешал приятелям прокатиться кружок-другой в поле видимости, предупредив об аккуратном обращении с «Орленком». Никто не обижался, потому что в глазах ребят велосипед, да еще и такой, казался состоянием. Тогда на велосипедах проводили много времени, даже играли в салочки, как бы невероятно это ни звучало. А уж про прыжки с трамплина и взлеты на велосипеде в горы говорить не приходится. Повзрослевший хозяин «Орленка» часто передаривал легендарную машину младшему приятелю. И даже бывший в употреблении велосипед оставался предметом гордости и зависти.

По воспоминаниям некоторых обладателей «Орленка», он ломался достаточно часто, капризничал. Например, соскакивала цепь. Однако это касается первых моделей. Позже знаменитый велосипед усовершенствовали. В частности, спаянная рама первых моделей превратилась в такую, которую имел велосипед для взрослых «Украина». «Орленок» приобрел более широкие хромированные крылья.

Вообще, для советской молодежи слово «Орленок» всегда вызывало только хорошие ассоциации: пионерский лагерь, звучная песня и лучший в мире велосипед.