«Исторические письма» П. Лаврова: зарождение субъективизма в социологии



Идеи, положившие начало основанию субъективистского направления в социологии, были впервые высказаны Петром Лавровым в его «Исторических письмах». Уделив значительное внимание разработке концепции социального прогресса, русский ученый предложил свою трактовку учения об обществе, закономерностях его становления и направлении развития.


В центре «Исторических писем» Лаврова находится личность. Именно ее автор считал носителем нравственных идеалов и той силой, которая обладает способностью менять общественные формы бытия. Лавров полагал, что личность, будучи субъективным фактором общественного развития, несет всю полноту ответственности за поступательное движение общества в направлении прогресса.

Формула общественного прогресса в трактовке Лаврова звучала так: прогресс общества есть развитие отдельной личности в нравственном, умственном и физическом отношении, воплощенное в общественной форме справедливости и истины. Такая формулировка делала личность с ее субъективным восприятием действительности главной движущей силой социума.

Социологический метод Лаврова



Считая объективные методы исследования пригодными лишь для естественных наук, Лавров предлагал использовать в социологии диаметрально противоположный, субъективистский подход. На первый план ученый ставил не групповые формы организации социума, а личность, которая действует в обществе под влиянием субъективных побуждений, а не ориентируется на внешние факторы среды. Чтобы понять личность и направленность ее действий, социолог должен отождествить себя с ней, используя принцип сопереживания.

Цели, которые ставит перед собой общество, могут быть осуществлены только личностью, считали представители субъективистской школы. Поглощение личности социумом и обезличивание социального индивида превращаются в препятствие для прогресса. Методом постижения истории и общественного развития становится субъективный подход и единоличные действия отдельных представителей социума.

Однако вершить историю способна не каждая личность, считал Лавров, а лишь та, которая наделена критическим мышлением. Таких людей в обществе меньшинство, но именно они становятся движущей силой прогресса и определяют нравственный облик общества. Задача остальных членов социума состоит в том, чтобы обеспечивать критически мыслящим собратьям наилучшие условия для существования. Методологический подход Лаврова, таким образом, преувеличивал роль передовой интеллигенции, оттесняя массы на второй план.