Совет 1: Государственный суверенитет как признак государства

Государство имеет ряд признаков, благодаря которым оно и может называться таковым. Один из важнейших признаков, наряду с наличием государственной символики, правом сбора налогов и другими - это суверенитет государства.
Инструкция
1
Государственный суверенитет - это верховенство государства на своей территории (внутренний суверенитет) и его независимость в международных отношениях (внешний суверенитет). Государство обладает высшей властью в пределах собственных границ, которая распространяется на всех граждан, учреждения и организации. Другие страны не имеют права вмешиваться в его внутренние дела. Оно также определяет, какие отношения установить с другими государствами. Формально наличие суверенитета не зависит от численности населения, величины территории или политического режима, хотя на практике возможны нюансы.
2
Суверенитет подразумевает юридическое верховенство государственной власти. Это, в свою очередь, означает распространение ее на все население и социальные структуры; монопольное право применения особых средств воздействия (силовых методов, принуждения); осуществление властных полномочий в правотворческой, правоохранительной и правоприменительной формах; прерогативу признавать ничтожными и отменять акты субъектов политики. Верховенство государственной власти обеспечивается посредством законов и аппарата власти.
3
К неотъемлемым атрибутам государственного суверенитета относятся неприкосновенность территориальных границ, принципы единства и неделимости территории, невмешательство во внутренние дела. В случае, когда какое-нибудь иностранное государство нарушает границы страны или принуждает к принятию того или иного решения, говорят о нарушении государственного суверенитета. Это обычно происходит, когда государство слабо и не может должным образом обеспечить свои интересы.
4
Государственный суверенитет имеет политические, правовые и экономические аспекты. Наличие в его владении территорий, собственности, культурного достояния является экономической основой суверенитета. Развитая организация власти, стабильность государства - это политическая основа. А правовая основа - это конституция, законы, декларации, принципы международного права о равенстве государств и их территориальной целостности, праве наций на самоопределение и невмешательстве в их внутренние и внешние дела.
5
В условиях глобализации, как, впрочем, и в давние времена, порой бывает сложно говорить об абсолютном характере суверенитета отдельно взятого государства, поскольку на него нередко оказывается давление со стороны международных организаций, крупных и сильных государств и их группировок. И здесь решающим фактором является, может ли государство что-то этому давлению противопоставить или нет.

Совет 2: Признаки государства как политического института

Термин государство можно интерпретировать в широком смысле как совокупность людей, проживающих на определенной территории. В узком смысле оно представляет собой политическую структуру, которая обладает высшей властью на определенной территории.
Инструкция
1
Государство как политический институт обладает рядом признаков. Среди них наиболее важными являются территория, суверенитет и население.
2
Государство локализовано на определенной территории. Это отличает его от родоплеменных или общественно-политических объединений. Территория нераздельна, неприкосновенна (это выражается в принципе невмешательства во внутренние дела другого государства), исключительна и неотчуждаема. Государство, которое лишилось своей территории, перестает быть таковым.
3
Основной тенденцией современного мира является постепенное размывание территории государств. Это выражается в формировании надгосударственных блоков и союзов, а также в ограничении влияния государства на территории своей страны за счет информационного или внешнего воздействия - другого государства. Также в политической жизни растет влияние транснациональных корпораций. Однако все эти тенденции не означают отмирания территории как государственного элемента. Напротив, его значение по-прежнему крайне велико. Подтверждением этого служат непрекращающиеся конфликты из-за спорных территорий или за сохранение единства и целостности государства.
4
Другим неприменным атрибутом государства является население. Это человеческое сообщество, которое проживает на определенной территории. Население не стоит отождествлять с нацией. Так как государство может быть многонациональным и объединять несколько национальностей. При этом этническая общность не всегда является системообразующей для государства (например, как в США или Швейцарии). Государственное население имеет не только общее происхождение и культуру, но хозяйственные и гражданские составляющие. Наличие целостного народа - основа стабильности и целостности государственного устройства. Тогда как наличие раскола по социальному или религиозному признаку может стать основой для формирования конфликтов в государстве и создает угрозу его территориальной целостности.
5
Определяющим признаком государства является суверенная власть. Она предполагает независимое от внешних сил верховенство власти на территории государства. Суверенитет власти выражается в ее универсальности (т.е. распространении влияния на все население), верховенстве и исключительном праве на легитимное насилие. Государственную власть часто характеризуют через две категории - легитимность и легальность. В последнем случае речь идет о ее правом статусе. Легитимность власти - явление субъективное, оно отражает доверие к власти со стороны населения государства.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500