Семья как объект для воздействия



Системная семейная психотерапия рассматривает семью как самостоятельный организм со своей историей, ценностями и законами развития. Терапевт в достаточной мере включен в процесс терапии, он наблюдает или же выступает в роли тренера. Попутно он задает вопросы, контролирует, может создавать искусственно конфликтную или какую-либо другую ситуацию. Системное направление на сегодняшний день является ведущим в семейной психологии.



Более старые направления рассматривали одного человека как объект психологического воздействия, системное же принимает за такой объект семью и всю ее систему. Возникла такая теория не из каких-либо ранее существующих психологических знаний, а из кибернетики. В кибернетике имеется общая теория систем. Она гласит, что целое больше суммы его частей. Все части и процессы целого взаимообуславливают друг друга.


Семейная система представляет собой группу людей с общим местом проживания, соединенных определенными взаимоотношениями. Утверждается, что поступки членов семьи подчинены законам и правилам всей семейной системы. Не всегда что-то происходит из-за желания членов семьи. Семейная система постоянно сообщается с окружающей средой.

Цели и методы системной семейной психотерапии



Психотерапевт дает высказаться каждому и обеспечивает остальным комфорт. Вместе с семьей он ищет возможность изменить функционирование семейной системы к лучшему. Задачи менять входящих в систему отдельных людей при этом не имеется. Системная семейная психология имеет несколько течений, некоторые из которых не требуют присутствия всех членов семьи на психотерапевтическом сеансе. Работают с тем из них, чьи проблемы и поведение стали поводом для обращения всей семьи к психотерапевту. Через него устраняют негативные аспекты внутрисемейных коммуникаций.


Любые патологии психики расцениваются как проявления неадекватных отношений внутри семьи. В семьях есть свои правила, мифы, образцы поведения. Именно их специфика может спровоцировать психические заболевания у членов семьи. Ребенок в детстве накапливает в себе негативные образцы поведения, наблюдаемые у взрослых. Впоследствии он начинает неосознанно воспроизводить их во взрослой жизни.


Методики терапии: циркулярное интервью. У одного члена семьи спрашивают, как относятся друг к другу двое других. Иногда терапевт прибегает к супервизорству, помещая за одностороннее зеркало своих коллег. Коллеги наблюдают за процессом и делятся своими соображениями. Также терапевт пользуется таким приемом как позитивное переопределение проблемы, с которой пришла семья. Суть – не приуменьшить трудности, а представить их друзьями, которые помогут найти выход из ситуации.