Совет 1: Как проявляется шизофрения

Шизофрения подразумевает ряд нарушений: мышления, речи, эмоций, личности, движений и поведения. Это многогранное заболевание, которое имеет множество форм. Точные причины шизофрении не выявлены.

Речь и мышление при шизофрении

Нарушения мышления при шизофрении включают бред, ощущение передачи мыслей другим людям, искажение процесса обобщения, некритичность. Бред обычно имеет специфическое содержание. Характерны идеи: преследования и контроля некими силами, связи всего происходящего вокруг с жизнью больного, греховности, болезни, собственного величия, нигилистические. При этом у каждого больного свой мир, а два больных вряд ли найдут общий язык.

Ассоциации больных шизофренией отличатся хаотичностью. Они любят обращать повышенное внимание на несущественные моменты и упускать при этом значимые - это называется избирательностью в мышлении. При шизофрении мышление также не целенаправленно, из-за чего продуктивность при решении умственных задач резко падает. Но сам интеллект формально сохранен. Считается, что к дефектам мышления приводит ослабление социальной направленности в ходе болезни.

Нарушения речи при шизофрении характеризуются формированием своеобразного словарного запаса. Больные используют много неологизмов – самостоятельно придуманных словоформ, а также злоупотребляют уменьшительно-ласкательными суффиксами. Мимика и интонации невыразительные, иногда встречается бессвязность речи. Часто больные шизофренией рифмуют свои высказывания, ориентируясь не на смысл, а на звучание фразы.

Нарушения эмоций, личности и движений при шизофрении

Из нарушений эмоций при шизофрении самым основным является эмоциональная холодность. Больной безучастен и не реагирует должным образом на объективные стимулы. Но если стимул связан с содержанием его бреда, реакция может быть неадекватно сильной. Также характерно наличие одновременно положительных и отрицательных эмоций по отношению к объекту или ситуации.

Среди нарушений личности выделяют аутизм и искажение мотивационной сферы. Аутизм характеризуется недостаточной социальной направленностью. Социальные мотивы больше не управляют деятельностью больного, он не ищет взаимодействия с другими. Он утрачивает свои прежние интересы, не имеет стремления обзаводиться новыми. Однако в теории больной может рассказать, как правильно поступить в конкретном случае.

Расстройства движения бывают не при всех типах шизофрении и являют собой специфические состояния ступора или двигательного возбуждения. В состоянии ступора больной застывает в причудливой позе, не отвечая ни на какие стимулы и раздражители. На просьбы других не реагирует, попыткам изменить положение его тела сопротивляется. В состоянии возбуждения больной кричит, быстро передвигается, иногда наносит вред себе или другим.

Совет 2: Параноидальная шизофрения: однобокая подозрительность

Параноидальная шизофрения – одна из форм шизофрении, главными проявлениями которой считаются бред и галлюцинации. Структура внутреннего и внешнего мира при этом для больного полностью меняется.

Как формируется бредовая система

Эта форма шизофрении возникает более поздно по сравнению с другими. Начало болезни может остаться незамеченным, потому как бред поначалу проявляется исключительно словесно и при разговорах на более личные темы. Собственно, личность человека при этом остается сохранной. Слово паранойя означает «вопреки разуму». При параноидной шизофрении наблюдаются как бред, так и галлюцинации.

Чтобы у больного возникла устойчивая бредовая структура, должны пройти три фазы. На первой фазе больной беспокоен, но предчувствует приход чего-то, что устранит неопределенность. На второй фазе приходит озарение, все становится ясно. Это ощущение сходно с тем, что испытывает сделавший открытие ученый. Озарение меняет восприятие всей жизни, словно бы человек родился заново. Больной испытывает восторг, хотя для него существует еще много неопределенностей.

Только в третьей фазе все укладывается в логическую схему, ничто ничему не противоречит. Этот этап еще называют кристаллизацией бреда. Привязанность тех или иных событий к этой структуре неоспорима, больного невозможно переубедить. Логичность его доказательств может шокировать. Также больной отличается феноменальной памятью касательно случаев из прошлого, которые относятся к настоящей бредовой системе. Они помнят, с каким выражением лица высказался такой-то лет 10 назад.

Особенности восприятия и содержание бредовых идей

При параноидной шизофрении обострено восприятие, оно нацелено на собирание мельчайших подробностей. Все случайные жесты и слова окружающих людей важны, они также имеют отношение к ситуации больного. Они используются для укрепления бредовой конструкции. Тематика нового мира может быть самая различная. Часто встречается бред величия – чувство ложного всемогущества и наделение себя нереальными способностями. А бывает бред преследования, когда больной наоборот ощущает себя марионеткой в чьих-то руках.

В начале заболевания до этих крайностей бред не доходит, сочетая бред величия и преследования одновременно. Больной велик, но его преследуют и ему грозить смерть. Чувство превосходства обычно наделяет жизненной силой и бодростью, а осознание угрозы собственному существованию подавляет и приводит в уныние. В более позднее время один из видов бреда начинает преобладать.

Галлюцинации при параноидной шизофрении могут быть зрительными, слуховыми, обонятельными или идущими изнутри тела. В целом прогноз для этой формы заболевания считается тем более благоприятным, чем интенсивнее начало и чем богаче психопатический мир больного. Больной довольно долго может производить впечатление нормального человека, его бред не всегда агрессивно направлен против окружающего мира.
Источники:
  • Кемпинский А. Психология шизофрении
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500