Зарождение воздухоплавания



Все началось со скромных опытов в июне 1783 года, когда братья Жозеф и Жак Монгольфье начали экспериментировать с воздушными шарами из ткани, оклеенной бумагой. Первый удачный опыт с десятиметровым шаром заставил их поверить в удачу, и следующим шагом стала демонстрация новшества королю и его свите в Версале.


Первыми пассажирами воздушного шара Монгольфье стали утка, петух и овца, которые благополучно вернулись на землю, как только горячий воздух в шаре начал остывать. После ряда экспериментов в ноябре 1783 года шар Монгольфье поднял в воздух двух отважных добровольцев, которые, балансируя на противоположных сторонах плетеной корзины, без устали подбрасывали в печь над головой солому и шерсть.

Современные монгольфьеры



Современные воздухоплавательные шары технически мало отличаются от изобретения братьев Монгольфьер. Да, они оснащены пропановыми газовыми горелками, а их оболочка, выполненная из современных материалов, чрезвычайно легка и прочна, но суть осталась прежней. Все тот же шар наполненный горячим воздухом. Все то же бесшумное плавание.

Разумеется, существуют и иные конструкции, и шар можно наполнить не только теплым воздухом, но и другим легким газом, например, гелием, но суть остается прежней. Был период, когда шары наполнялись водородом, но из-за взрывоопасности от этого вещества пришлось отказаться.

Почему летит воздушный шар



Говоря о принципе полета аппаратов легче воздуха, вольно или невольно приходится вспомнить великого ученого Архимеда. Именно его открытие лежит в основе завораживающего полета воздушных шаров.

Подъемная сила воздушного шара описана знаменитым древним греком: на всякое тело, погруженное в жидкость или плавающее в воздухе, действует выталкивающая сила, направленная вверх, и равная весу вытесненной им жидкости или воздуха.

Поскольку гелий или теплый воздух значительно легче обычного холодного, возникает подъемная или выталкивающая сила, заставляющая парить воздушный шар. Ведь в сумме вес всех элементов шара намного меньше, чем объем вытесненного им воздуха. Этот же принцип заложен и в плавании огромных океанских судов, чей вес исчисляется десятками тысяч тонн, а водоизмещение сотнями тысяч.

Вот так, подчиняясь закону Архимеда, и летают воздушные шары и дирижабли, а по морям плавают гигантские танкеры и чудовищные авианосцы.