Совет 1: Следствие как категория диалектики

Следствие возникает в результате взаимодействия явлений. Некоторые явления полностью зависят друг от друга. То есть, одни вызывают другие, последние порождают третьи и так далее. Таким образом, первые явления выступают причиной, вторые являются их следствием.

Диалектика



Законы и категории диалектики являются не выдумкой человечества, они волей неволей порождаются самой природой и общественной жизнью. Они выражают объективные законы, бытующие независимо от человеческого сознания. Помимо основных законов диалектики, существуют еще и диалектические закономерности, поясняющие и дополняющие эти законы. К тому же с помощью определенной системы, состоящей из категорий и диалектических закономерностей, выражена суть самой диалектики.

Причина и ее следствие



Категория диалектики - причины и следствия - отражает важнейшую закономерность мира объективного. Знание данной закономерности необходимо для жизни человека, его практической деятельности. Изучая причины возникновения явлений и их следствия, человек получает возможность влиять на них. К примеру, чтобы предотвратить такое явление, как бедствие и свести на нет возникновение его следствия, необходимо знать причину его появления. Человек бессилен и беспомощен, если не ведает причин. И соответственно, если причины известны, то человек обладает огромной силой и большими возможностями.

Причина и следствие – понятия соотносительные. Причина – это явление, вызывающее и влекущее за собой другое явление – следствие. Производимое причиной следствие полностью зависит от заданных условий. Различие между причиной и условием невелико. Условие в определенной степени и есть причина, а причина, в свою очередь, есть следствие. Одни и те же причины при разных условиях вызывают различные следствия.

Взаимосвязь явлений



При движении материи неизбежно происходит всеобщая взаимосвязь явлений, их взаимная обусловленность, рождение новых явлений, бесконечное их переплетение. Наукой доказано, что мир – это единое целое, где явления и процессы находятся в полной зависимости друг от друга. Явление – это одновременно и причина, и следствие. Иначе говоря, явление имеет причинно-следственную последовательность. Что говорит о том, что нет следствия без причины, как и нет причины, не имеющей следствия.

Всегда причина – это предшественник следствия. Череда причинно-следственного процесса – это бесконечная последовательность явлений, переход от одного явления к другому. Любое рассматриваемое явление есть следствие предыдущего явления, и одновременно является причиной следующего явления. Но в то же время, зависимость между двумя явлениями актуально лишь в том случае, если одно из явлений не только является результатом причины, но и неизбежно вызывает и порождает другое явление.

Ярким и наглядным примером причинно-следственной последовательности может послужить падение костяшек домино. Условно костяшка – это явление. Соответственно, любая костяшка служит причиной падения следующей костяшки и в то же время является следствием падения предыдущей.

Совет 2: Диалектика как учение всеобщего развития

Диалектика имеет непосредственное отношение к представлениям о взаимосвязи явлений и всеобщей изменчивости мира. Уже древние философы отмечали, что окружающая человека действительность не является статичной, а постоянно меняется. В дальнейшем эти взгляды нашли отражение в диалектическом методе познания.
Инструкция
1
Под диалектикой в философии понимают теорию развития и самостоятельный метод познания мира. Первые ростки учения о всеобщем движении и связи между явлениями в природе и обществе носили стихийный характер. Выразителем таких диалектических взглядов стал древнегреческий философ Гераклит. Он считал, что природа представляет собой круговорот меняющихся событий, что в мире нет ничего постоянного.
2
Наивные воззрения античных философов были следствием обычного созерцания окружающей действительности. Ученые древности не имели представления о разнообразных формах движения материи, данные о которых стали доступны лишь спустя столетия. Усилия философов были направлены в первую очередь на выявление общих закономерностей, которым подчиняется человеческое мышление в своем диалектическом движении от незнания к знанию.
3
Во времена Средневековья диалектика превратилась в инструмент ведения дискуссий. При обсуждении философских вопросов ученые прибегали к доводам, которые впоследствии легли в основу диалектического метода. Однако в те времена диалектика продолжала находиться под сильным влиянием идеалистических воззрений на природу и общество. В центре рассмотрения чаще всего лежало движение и развитие мысли, а не разных форм материи.
4
В целостном виде теорию и методологические основы диалектики разработал немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Будучи одним из самых видных представителей объективного идеализма, Гегель создал систему диалектики, которая отличалась предельной стройностью, хотя имела и неустранимые в рамках идеализма противоречия. Категории и законы, выведенные немецким мыслителем, легли в основу диалектического метода, который впоследствии получил развитие в трудах основоположников марксистской теории.
5
Весомый вклад в становление диалектики оказали представители марксизма: К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ульянов (Ленин). Маркс очистил диалектику Гегеля от идеалистического содержания, сохранив базовые категории и принципы этого метода познания. Так возник диалектический материализм, который рассматривал все изменения в природе и обществе с позиций главенства материи над сознанием и мышлением. Следующим шагом стало приложение диалектики к развитию общества, в результате чего появился исторический материализм.
6
Современная диалектика представляет собой целостную систему категорий, принципов и законов, через которые раскрывается всеобщая взаимосвязь между явлениями, наблюдаемыми в природе, обществе и мышлении. Диалектика утверждает, что все явления и процессы в мире находятся в непрерывном единстве и движении. Взаимодействуя между собой, предметы влияют друг на друга, подчиняясь причинно-следственным закономерностям.
7
Учение о всеобщем развитии гласит, что все в мире имеет свое начало, последовательно проходит через несколько этапов становления, после чего закономерно угасает, переходя в иное качество. Эти положения диалектики в наиболее точной форме отражают особенности окружающей человека действительности.
Видео по теме

Совет 3: Философия Гегеля

Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель разработал модель бытия, отражающую все его проявления, уровни и стадии развития. Ему удалось создать философскую систему всей духовной культуры человеческого общества, а также рассмотреть ее отдельные этапы в качестве процесса становления духа.

Диалектика Гегеля



Гегель сконструировал диалектику как систему взаимосвязей и категорий. Диалектика Гегеля — это особая модель философского похода к миру. В данном случае имеется в виду теория развития, в ее основе лежит единство и борьба противоположностей. Любой предмет или явление характеризуется неким качеством, в результате накопления противоречивых свойств и тенденций внутри данного качества, различные его аспекты приходят в противоречие. Итогом этого процесса становится развитие предмета, которое осуществляется через отрицание данного качества, при этом некоторые свойства сохраняются в образовавшемся новом качестве.

Гегель подчеркивал: «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью». Зависимости, найденные Гегелем, являются сторонами развития процесса. Категории диалектики образуют своеобразный каркас понятий, позволяющих рассматривать мир диалектически, а также описывать его.

Феноменология духа



В своем труде «Феноменология духа» Гегель рассматривает задачу преодоления точки зрения обыденного сознания, которое признает противоположность субъекта и объекта. Устранить эту противоположность можно путем развития индивидуального сознания, для этого оно должно пройти путь, по которому прошло все человечество за свою историю. В итоге, человек сможет посмотреть на себя и на мир с точки зрения мировой истории.

Этапы становления духа



Гегель создал философскую систему духовной культуры человечества, он описывал отдельные этапы ее развития как процесс становления духа. Гегель рассматривал данный процесс как своеобразную лестницу, по ее ступеням шло все человечество, но также может идти каждый человек. Приобщаясь к общемировой культуре, он будет проходить все стадии развития духа. Вершиной данной лестницы является абсолютное тождество мышления и бытия. После ее достижения начинается чистое мышление.

Социальная философия Гегеля



Известны труды Гегеля, посвященные социальной философии. Он создал учение о гражданском обществе и роли частной собственности, также в своих работах Гегель затрагивал права человека. В «Основах философского права» и «Феноменологии духа» он показал диалектику человека и общества, подчеркивая универсальное значение труда. Повышенное внимание философ уделял природе стоимости, денег и цены, а также механизмам товарного фетишизма.
Видео по теме
Источники:
  • Grandars.ru, Немецкая классическая философия
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500