Инструкция
1
Вскоре Тиммерман разыскал голландского мастера-судостроителя Карстена Бранта, который и помог отреставрировать бот. На этом небольшом судне Петр ходил сначала по Яузе, а позднее и по Плещееву озеру. Кстати, ботик сохранился и по сей день, стоит в Центральном военно-морском музее. К зиме 1691 года на Яузе была построена крепость Пресбург, и под руководством Бранта были заложены сразу пять кораблей — два небольших фрегата и три яхты. Петр лично принимал участие в работе и настолько увлекался, что нередко забывал даже государственные дела.
2
Но зато уже в августе 1692-го построенные корабли были спущены на воду. Молодой государь работал не покладая рук, осваивая морское дело и постигая все тонкости хождения под парусами. В 1693 году он отправился в первое путешествие по Белому морю и через месяц достиг Архангельска. Там Петр впервые увидел сотни судов из Голландии, Германии, Англии. Любовь к морскому делу совпала с интересами страны. Царь принял решение задержаться в Архангельске до осени. Здесь Петр часами пропадал в мастерских, принимая участие в ремонтных работах.
3
России был необходим выход к Черному и Азовскому морям. Петр решил штурмовать турецкую крепость Азов. Две попытки, предпринятые весной 1695 года, закончилась неудачей. Но уже в сентябре того же года началась подготовка к новому штурму. В Голландии была закуплена 32-весельная галера, которую в разобранном виде доставили в Россию. По ее образцу в подмосковном селе Преображенское создали детали для еще 22 галер. Их переправили в Воронеж и там, на расстоянии 1200 верст от моря, корабли собрали.
4
Для постройки флотилии были согнаны десятки тысяч крестьян и мастеровых. Со всей России привозили на верфи умелых плотников. Воронеж стал центром русского кораблестроения. На помощь были призваны и английские судостроители. За одну зиму были построены два крупных корабля, 23 галеры и около полутора тысяч мелких судов. К морю флотилия была проведена по Дону. Огромные сложности вызывали встречавшиеся на пути мелководные участки и перекаты.
5
Флот сыграл решающую роль в новом походе на Азов. Турки не рискнули начать бой с русской эскадрой, и 16 июля 1696-го крепость пала. Теперь перед Россией стояла задача закрепить свое влияние на Черном море. По настоянию Петра, 20 октября того же года боярская дума приняла решение «Морским судам быть». Эта дата стала днем рождения русского военно-морского флота. Деньги и людей на постройку кораблей должны были выделить «кумпанства» — так назывались группы светских землевладельцев, духовных лиц и купцов.
6
Петр быстро понял, что Россия значительно отстает в своем развитии от ведущих морских держав, а для успешного создания современного флота не хватает опыта и знаний. Он выпустил указ о создании «великого посольства» численностью 61 человек. Русским молодым людям было предписано освоить кораблестроение и судовождение, научиться искусству управлять кораблем. Поехали на учебу в Венецию 39 человек, а еще 22 — в Голландию и в Англию.
7
Петр и сам вошел в состав «великого посольства». Под именем Петра Михайлова он устроился работать плотником на одну из голландских верфей. Позднее царь отправился в Англию и Германию, где изучал навигацию, фортификацию и артиллерию. Для работы в России был приглашено несколько сотен иностранных специалистов, закуплено новое оборудование. Вернувшись в Россию, Петр запретил строительство кораблей по старому образцу и сам занялся разработкой чертежей.
8
По проекту Петра в Воронеже был построен 58-пушечный линейный корабль «Гото Предестинация» — название переводится как «Божье предзнаменование». Строительство велось под руководством Федосея Скляева. Корабль спустили на воду 27 апреля 1700 года. Вскоре началась Северная война со Швецией, длившаяся с перерывами более 20 лет. России потребовалось значительно увеличить количество кораблей. Ценой невероятных усилий Петру удалось реконструировать старые верфи и заложить новые.
9
В 1703 году в устье реки Невы на бывшей шведской территории был основан город Санкт-Питер-бурх. Через год началось строительство Адмиралтейской верфи, впоследствии получившей название «Главное Адмиралтейство». Уже в 1706-м здесь начали выпускать военные корабли. В 1709 году на Адмиралтейской верфи был заложен трехмачтовый 54-пушечный корабль, имевший длину 40 метров. Судно было спущено на воду через три года и получило название «Полтава» в память о победе над шведами в знаменитой битве Северной войны.
10
Осенью этого же года в Адмиралтействе началось строительство двухпалубного корабля «Ингерманланд», оснащенного 64 пушками. Свое название он получил в честь отвоеванной у шведов русской земли, на которой и был заложен Петербург. Постройка судна завершилась в 1715 году. Экипаж корабля состоял из 450 человек. Так начала сбываться мечта первого императора России. Со временем отечественные корабли превзошли по своим характеристикам иностранные суда, стали более надежными и боеспособными. Всего за годы правления Петра I построено 1100 кораблей.