Понятие «стратегия» в Древней Греции



Центральным местом в истории возникновения стратегического менеджмента является само понятие «стратегия». Это слово является древним и берет свое начало от греческого strategia, что обозначает наука или искусство быть полководцем. В Древней Греции искусство полководца невозможно переоценить. Из древней истории, очевидно, что наиболее удачливые и талантливые полководцы огромное значение в построении тактики боя отдавали всегда грамотному построению обеспечения армии. Кроме этого, они принимали решение, когда отдельным отрядам вступать в битву, а когда необходимо просто провести переговоры с населением, быть политиками и дипломатами. Поэтому греческих полководцев считают первыми стратегами.


Стратегии в Древнем Китае



Между четыреста восьмидесятым и двухсот двадцать первым годами до нашей эры в Древнем Китае был написан труд с названием «Искусство стратегии». Кому предписывать авторство, одному человеку или считать книгу народным достоянием, над этими вопросами споры не угасают и сегодня. Из концепции этого произведения видно, что с древних времен стратегиям в обществе придавался смысл, считающийся в настоящее время оптимальным поведением компании или нормой деятельности отдельной личности. Сун Цу в своих произведениях описывал, то тот, кто смог одержать сотни побед в тысячах конфликтах, вряд ли может обладать высоким мастерством. А тот, кто может использовать мастерство стратегии, может покорить других, при этом, не вступая с ними в конфликт.

Современные предпосылки к возникновению стратегического менеджмента



Предпосылкой к переосмыслению древних задач и роли стратегического менеджмента послужили, с одной стороны, широкое развитие в практической деятельности людей высоких информационных и интеллектуальных технологий, а, с другой стороны – бурное экономическое и промышленное развитие в развитых странах США и Европы. К числу таких технологий можно отнести развитие масштабных производств, а именно фабрик и заводов, торговых предприятий и банков, концернов и войск. Первейшим этапом стал этап развития в США с восьмидесятых годов девятнадцатого века по тридцатые годы двадцатого века массового производства. Его основная характеристика – рост объемов и формирование инфраструктуры массового производства. С точки зрения стратегического менеджмента, наиболее популярным в развитии его идеи стал подход Генри Форда.