Особенности социализации



Социализация понимается как процесс вхождения личности в социальную среду посредством принятия индивидом распространенных в его окружении норм и традиций. Социализация основывается на способности человека в течение всей жизни усваивать культурные, моральные условия и установки своего социального окружения, а также утверждаться в обществе за счет осознания и определения себя как части целого.


Усвоение норм и ценностей своего окружения определяет успешную деятельность индивида в общественной жизни. Социализация включает в себя как процесс принятия принятых норм индивидом, так и процесс интеграции новых идей индивида в общество для его пользы. Таким образом, социализация необходима человеку для того, чтобы состояться как личности, и социализация необходима обществу для того, чтобы быть устойчивым, цельным, развитым.

Для объяснения природы процесса социализации французским социологом Пьером Бурдье было введено такое понятие, как габитус – «вторая натура». Габитус – это процесс подсознательного следования человеком привитым ему принципам и нормам общественной жизни. Социализация определяет наличие в человеке неосознаваемого мироощущения, соответствующего социальным условиям и установкам окружающего его общества. Благодаря габитусу человек ощущает себя частью общества и получает удовлетворение от принадлежности к цельной системе.

Типы и этапы социализации



Выделяют два типа социализации:
- первичная – происходит во время взросления и воспитании человека;
- вторичная – определяется как интегрирование зрелой сформированной личности в различные социальные группы и взаимодействие с ними.

Также выделяют первичный и вторичный уровни социализации: первичный уровень – это общение и взаимоотношение субъекта с малой группой близких людей, т.е. с родителями, друзьями, соседями, коллегами; вторичный уровень социализации – это взаимодействие субъекта с государственными структурами, общественными организациями и т.д.

Процесс социализации состоит из нескольких основных этапов:
- адаптация – усвоение накопленного социумом опыта, подражание;
- идентификация – стремление индивида самоопределиться, выделиться;
- интеграция – становление личности как участника социальных процессов;
- этап трудовой деятельности – реализация приобретенных знаний и навыков, воздействие на социальную среду;
- этап послетрудовой деятельности – передача социального опыта представителям следующего поколения.