Совет 1: В чем особенность социализации как социального процесса

Главной особенностью социализации как социального процесса является самовозобновляемость общества, его духовное замещение, т.е. непрерывная передача социального опыта другим поколениям и принятие ими этого опыта для последующей передачи. Социализация необходима человеку для положительного сосуществования и взаимодействия с другими членами общества и для самоопределения себя как части социума.

Особенности социализации

Социализация понимается как процесс вхождения личности в социальную среду посредством принятия индивидом распространенных в его окружении норм и традиций. Социализация основывается на способности человека в течение всей жизни усваивать культурные, моральные условия и установки своего социального окружения, а также утверждаться в обществе за счет осознания и определения себя как части целого.

Усвоение норм и ценностей своего окружения определяет успешную деятельность индивида в общественной жизни. Социализация включает в себя как процесс принятия принятых норм индивидом, так и процесс интеграции новых идей индивида в общество для его пользы. Таким образом, социализация необходима человеку для того, чтобы состояться как личности, и социализация необходима обществу для того, чтобы быть устойчивым, цельным, развитым.

Для объяснения природы процесса социализации французским социологом Пьером Бурдье было введено такое понятие, как габитус – «вторая натура». Габитус – это процесс подсознательного следования человеком привитым ему принципам и нормам общественной жизни. Социализация определяет наличие в человеке неосознаваемого мироощущения, соответствующего социальным условиям и установкам окружающего его общества. Благодаря габитусу человек ощущает себя частью общества и получает удовлетворение от принадлежности к цельной системе.

Типы и этапы социализации

Выделяют два типа социализации:
- первичная – происходит во время взросления и воспитании человека;
- вторичная – определяется как интегрирование зрелой сформированной личности в различные социальные группы и взаимодействие с ними.

Также выделяют первичный и вторичный уровни социализации: первичный уровень – это общение и взаимоотношение субъекта с малой группой близких людей, т.е. с родителями, друзьями, соседями, коллегами; вторичный уровень социализации – это взаимодействие субъекта с государственными структурами, общественными организациями и т.д.

Процесс социализации состоит из нескольких основных этапов:
- адаптация – усвоение накопленного социумом опыта, подражание;
- идентификация – стремление индивида самоопределиться, выделиться;
- интеграция – становление личности как участника социальных процессов;
- этап трудовой деятельности – реализация приобретенных знаний и навыков, воздействие на социальную среду;
- этап послетрудовой деятельности – передача социального опыта представителям следующего поколения.

Совет 2: На чем строится социализация как социокультурный процесс

Социализация – это процесс вхождения личности в социальную среду посредством принятия индивидом распространенных в его окружении норм и традиций. В качестве социокультурного процесса социализация строится на способности человека в течение всей жизни усваивать культурные условия своего социального окружения, а также реализовываться в обществе за счет сохранения этих культурных условий или их изменения.

Понятие и структура социализации

Социализация необходима индивиду для полноценного участия в жизни социума. Усвоение норм социального взаимодействия, особенностей бытового поведения, идеологии, менталитета, моральных ценностей и культурного наследия определяет вовлеченность человека в социальные процессы и дальнейшее становление личности в обществе.

Выделяют стадии процесса социализации:
- стадия трудовой деятельности – реализация приобретенных знаний и навыков, воздействие на социальную среду;
- стадия послетрудовой деятельности – передача социального опыта представителям следующего поколения.

Особенности социализации как социокультурного процесса

Вовлечение человека в общественную жизнь происходит посредством усвоения принятых в обществе норм, ценностей и традиций, т.е. через культуру. Социализация формирует личность как участника общества, в том числе как носителя культуры и фактора ее развития.

Социокультурный процесс характеризуется сочетанием таких явлений, как стремление к сохранению культурного опыта и стремление к изменению этого опыта. Социализация как социокультурный процесс может проходить как в ключе тяготения личности к традиционным культурным ценностям, так и в ключе стремления к инновациям, модернизации, прогрессивным культурным формам.

Послетрудовая стадия социализации, а именно обогащение нового поколения накопленным культурным опытом, является одной из функций социокультурного процесса. Это явление позволяет социальной группе сохранить свою идентичность, защитить свои традиции от процессов глобализации.

Трудовая стадия социализации – влияние индивида на общественные процессы – позволяет существовать социокультурному процессу в форме стремления культуры общества к саморазвитию и инновациям. Динамика такого социокультурного процесса обеспечивается следующими путями культурных изменений:
- реализация новых идей, разработка инноваций, самостоятельное создание обществом новых культурных форм;
- заимствование опыта у других социальных групп;
- диффузия – распространение и переплетение культурных ценностей и традиций.
Видео по теме

Совет 3: Социализация как процесс адаптации

Принято считать, что адаптация – это главный элемент и механизм социализации, под влиянием которого личность приобретает черты социальности и ощущает себя полноправным членом общества. Младенец с рождения является просоциальным существом, его социальные качества пока не развиты. Взрослый человек – социальное существо, он вырос в обществе людей себе подобных и стал одним из них.
Социальность человека не меняется на протяжении жизни. Меняются только формы его взаимодействия с общественностью и социумом, а также мера соответствия его ожиданиям и требованиям. Так, социализация ребенка состоит не в повышении меры его социальности, а в том, что меняются формы его взаимодействия с окружающим социумом и механизмы осуществления этого взаимодействия. Даже внутриутробное развитие ребенка происходит не только с биологическими взаимодействиями, но и с социальными формами взаимодействия с его матерью.
Младенец, появившись на свет, нуждается в непрерывной заботе взрослых. Это и опека, и вскармливание, и уход за ними.

Так, ребенок рождается и уже является социальным существом. При этом социальность – это способность индивида вступать с другими людьми во взаимодействие, влиять на них, менять себя и свое поведение в качестве ответа на их действия в направлении, которое соответствует их ожиданиям, то есть проявлять качество адаптации в социуме.

Социальное и общественное становление и развитие личности называют социализацией. То есть, социализация – это процесс полной интеграции определенной личности в социальную систему посредством адаптации или приспособления к последней. Поэтому понятия социализация и адаптация здесь связаны неразрывно.

Что порождает адаптацию в качестве формы, составляющей или механизма процесса социализации? В чем причина адаптации? Согласно биологии, целью адаптации считается полезность различного приспособления для размножения и выживания. Адаптивные изменения при этом следуют за изменениями условий экологии и представляют собой усовершенствования прогресса. Остальные изменения, которые носят случайный характер, либо не способствуют размножению и выживанию, генетически воспроизводятся у дальнейших поколений.

Смысл адаптации с точки зрения психологии, либо ее полезность для субъекта социализации состоит в избавлении от чувства одиночества, страха или уменьшение сроков социального обучения, когда, основываясь на опыте общественности, человек освобождается от необходимости совершать пробы и ошибаться, выбирая сразу оптимальную программу поведения.

У разных людей разные скорость и успешность адаптации. В таких случаях говорят о степени дезадаптированности или социальной адаптированности индивида.

К социальным факторам, которые определяют успешность адаптации, относятся:

1. однородность группы;
2. компетентность и значимость ее членов;
3. численность группы;
4. положение в обществе;
5. единообразие и жесткость предъявляемых требований;
6. характер деятельности членов группы.
7. субъективные или личностные факторы:
8. уровень компетентности человека;
9. самооценка личности;
10.степень идентификации себя с группой или другой общностью и соотнесение себя с ней;
11. уровень тревожности;
12. возраст, пол и другие типологические особенности.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500