Механизмы саморегуляции



Главным условием саморегуляции рынка является наличие свободной конкуренции, которая обеспечивает стремление производителей выпускать товары более высокого качества по более доступной цене. Механизм конкуренции вытесняет с рынка непрофессиональные и неэффективные производства. Эта необходимость обуславливает развитие инноваций в производстве и максимально эффективное использование экономических ресурсов. Такая особенность рынка обеспечивает развитие научно-технического прогресса и повышение уровня жизни.


Рынок как саморегулирующийся механизм – это процесс оптимального распределения ресурсов, размещения производства, сочетания товаров и услуг, обмена благ. Этот процесс направлен на стремление к сбалансированности рынка, т.е. равновесию между спросом и предложением. В зависимости от общеэкономических и локальных факторов формируется рыночный спрос, который меняется под воздействием научного прогресса, эффекта «насыщенности», изменения вкусов. Гибкая ценовая политика конкурентного рынка позволяет производителям постоянно подстраиваться под изменяющиеся условия спроса, стремясь вывести на рынок наиболее востребованное предложение.

Существует два научных подхода к объяснению саморегуляции рынка. Эти подходы отражаются в модели Вальраса и модели Маршалла. Модель Леона Вальраса объясняет наличие рыночного равновесия способностью рынка к количественных «подстановкам» спроса и предложения. Например, в случае низкого спроса на товар производители снижают цены, после чего спрос на товар снова возрастет – и так до тех пор, пока количественное соотношение спроса и предложения не выровняется. Наличие же избыточного спроса позволит производителям повышать цены, что снизит спрос – и так снова до достижения равновесия между спросом и предложением.

Модель Альфреда Маршалла ставит в основу рыночного равновесия влияние цены на спрос и предложение. Так, если на товар устанавливается завышенная цена, спрос на него падает, после чего производитель снижает цену, а спрос на товар возрастает – и так до тех пор, пока цена на товар не станет максимально обусловленной. Такая оптимальная цена называется равновесной.

Понятие «невидимой руки рынка»



Основоположник современной экономической теории Адам Смит назвал процесс саморегуляции рынка «невидимой рукой» рынка. Согласно теории Смита, каждый человек в условиях рынка стремится к собственной выгоде, но, стремясь к удовлетворению своих потребностей, обеспечивает достижение максимального положительного экономического эффекта для всего общества и рынка в целом. Автоматическое воздействие «невидимой руки рынка» обеспечивает наличие на рынке необходимого для потребителей количества товаров и услуг нужного именно им качества и ассортимента. Эффект «невидимой руки» объясняется взаимодействием спроса и предложение и достижением рыночного равновесия.