У детей становление речи происходит не стихийно, оно проходит несколько этапов. Стоит отметить, что если ребенок запаздывает в речевом развитии от сверстников, то  нет поводов для волнения, поскольку на это влияет ряд факторов. Во–первых, среда, в которой растет ребенок: чем чаще он слышит разговор, чем больше вы вовлекаете его в диалог, тем больше вероятность того, что ребенок вскоре освоит систему языка. Во–вторых, психические особенности ребенка, которые, безусловно, индивидуальны.

Гуление

Итак, первый этап речевого развития – это гуление. На втором месяце жизни у ребенка появляются звукокомплексы, которые не несут особого значения. Первым элементом языка, который осваивает ребенок, является интонация. Она и является «смыслоразличителем» в это время. Внимательная мама по интонации определит, что нужно ребенку.

Третий-пятый месяц – сензитивный период для развития у ребенка интереса к разговору. В это время малыши рассматривают не столько говорящего с ним человека в целом, сколько его артикуляцию.

Лепет

На десятом месяце у ребенка появляется лепет. На этом этапе он складывает отдельные звуки в слоги. По мнению некоторых родителей, эти голофразы (термин Цейтлин С.Н., обозначающий звуковой комплекс с отсутствующим пока смыслом) являются первыми словами, откроем секрет, что слово «мама» далеко не первое в речи ребенка, так как смысл, кроющийся за этим звуковым комплексом, им не известен.

Итак, в период с десяти месяцев до полутора лет ребенком усваивается весь строй языка. Первое, что он наполняет значением – слоги. Из них у него формируется «собственный словарь» (слова, которые встречаются только в речи детей, имеют «взрослые», пока еще не усвоенные ребенком синонимы). Из них формируются словосочетания и простые, односложные предложения, чаще всего они передают просьбу, приказ. Параллельно происходит развитие фонетики. Последним звуком является «р». Верхним порогом в становлении его является четырехлетний возраст, если обнаруживается отклонение, лучше сразу, не откладывая в долгий ящик, обратиться к специалисту.

Грамматика

Завершающим, самым продолжительным и сложным этапом в развитии речи является становление грамматики. Считается, что к десяти годам строй языка усваивается полностью. Родителям важно разговаривать с ребенком о языке, обращать внимание на трудности и, конечно же, помогать ребенку на протяжении всего  процесса развития речи.