Инструкция
1
Домра в России существовала издревле, ее изображение можно увидеть на лубочных картинках. Любопытно, что инструмент этот стал поистине международным, под разными названиями домра используется у многих народностей. У калмыков – домр, у татар – домбра, или дунбура.
2
По своему звучанию домра делится на несколько видов: пикколо, меццо-сопрановая и альтовая домра. Этот щипковый инструмент представляет собой конструкцию из деревянного корпуса, на нижней части которого прикреплен щиток. В верхней части расположен гриф с колками. Струны крепятся на щитке и с помощью колков натягиваются на грифе.
3
Корпус домры изготавливают из семи частей сухого дерева, которые склеивают в определенной последовательности. Гриф склеивается из пород твердого дерева, причем волокна дерева располагают вдоль.
4
Первоначально домру изготавливали из куска дерева, выдалбливая полусферическую полость, затем крепили гриф, на который натягивали струны, изготовленные из жил животных. В семнадцатом веке церковь, обеспокоенная бурным развитием светской культуры, начала гонения на «бесовские инструменты», к которым была отнесена и домра.
5
Под давлением церковников, царь Алексей Михайлович в 1648 году издал указ о запрете использовать домру как музыкальный инструмент. Музыкантам-скоморохам было запрещено играть на домре, а сами инструменты подлежали уничтожению. Такой трагической судьбы не испытывал ни один музыкальный инструмент. После семнадцатого века не было оставлено ни одного письменного упоминания о домре.
6
Возрождение инструмента началось с В.Андреева – талантливейшего музыканта. В 1896 году он нашел полуразрушенный инструмент, который, по мнению Андреева, был домрой. Вместе с известным скрипичным мастером С. Налимовым, Андреев разработал и воплотил в жизнь совершенно новую концепцию в изготовлении домры. Был сконструирован круглый, полусферический корпус, склеенный из нескольких пород дерева, гриф с тремя струнами. Так стала выглядеть новая домра.
7
К моменту возрождения домры, Андреев уже руководил оркестром балалаечников. Андреев был захвачен идеей создания оркестра русских народных инструментов. Для воплощения в жизнь своей идеи, Андрееву требовалась группа инструментов, которая могла бы создать сквозную мелодическую тему в общем звучании оркестра. Для этого очень подходила возрожденная домра. Была создана и включена в оркестр группа домр.
8
В 1948 году в институте имени Гнесиных на кафедре народных инструментов была открыта школа игры на трехструнной домре. Домра стала полноправным членом каждого оркестра русских народных инструментов.