Совет 1: Когда и как появился Орден Красной Звезды: за что награждали

Орденом Красной Звезды в СССР награждали военнослужащих в военное и мирное время. Не только за подвиги и особые достижения в работе, но и за долголетнюю безупречную службу. Некоторые были удостоены этой награды многократно.
Орден Красной Звезды – боевая награда. Напоминает значок, который носили бойцы Красной Армии. В центре орденской звезды изображение красноармейца. На значке – серп и молот.

День рождения ордена - 6 апреля 1930 года. Его создали художник Куприянов и скульптор Голенецкий. Он прикрепляется на груди справа.

Кому и за что?

Этим орденом награждали за мужество и отвагу при исполнении воинского долга и служебных обязанностей.

Первый орден Красной Звезды получил знаменитый комдив Блюхер В.К. Последними орденоносцами стали подполковник Пермяков Г.А., майоры Петренко А.П. и Шаманов В.М., капитан Лях В.В. Их представили к награде в 1991 году.

Обладателем ордена №159 был знаменитый авиаконструктор А.Н. Туполев. Но после ареста награды у профессора изъяли. Их вернули перед войной. На обороте ордена стоял номер 20119.

Награда эта вручалась и военнослужащим других государств. Например, поляк Домбровский прятал от фашистов советского летчика. За это и получил орден.

Очередным орденом Красной Звезды могли поощрить за новые достижения. Адель Литвиненко в 17 лет имела четыре таких ордена. Смелая девушка пошла воевать, когда ей было всего четырнадцать.

С 1944 года орден Красной Звезды стал вручаться за 15 лет отличной службы. Количество награжденных резко возросло. Это существенно повлияло на значимость награды. Но в 1958 году такой порядок отменили.

Орден для завода

Награждались орденом не только военнослужащие, но и воинские подразделения, корабли, учреждения. Одним из первых его получил коллектив газеты «Красная Звезда».

Однако предприятия награждались им нечасто. В Великую Отечественную такой наградой был отмечен Челябинский тракторный завод.

На все времена

Орден Красной Звезды за время своего существования почти не претерпел изменений. В отличие от многих других советских наград. Хотя на орденах, выпущенных в 1930-1936 годах, красноармеец был изображен анфас, а не повернут вправо, как на остальных экземплярах.

Дубликат и подделка

Дубликат ордена выдавался только в том случае, если его утрату нельзя было предотвратить. Например, награда утеряна в бою или в результате стихийного бедствия. Тогда на оборотной стороне ордена указывался прежний номер и буква «Д».

Сохранились фиктивные ордена. Подделки изготавливались органами немецкой разведки для агентов, которые работали в советском тылу. Враг пытался воспользоваться тем, что обладателям этой награды особенно доверяли окружающие.

Совет 2: Когда появился Орден Славы и кого им награждают

В годы войны с немецким фашизмом сотни и тысячи советских воинов проявляли самоотверженность, мужество и героизм. Чтобы отметить заслуги бойцов, правительство Советского Союза в середине войны учредило особую награду – орден Славы, имевший три степени. Орден стал почетным отличительным знаком, свидетельствовавшим о бесстрашии его владельца.

Отличительные особенности ордена Славы

В ноябре 1943 года Президиум Верховного Совета издал указ о введении в действие новой награды, получившей название «орден Славы». Каждая правительственная награда имеет свой статут, то есть ее описание, а также порядок вручения и ношения. В статуте ордена Славы было сказано, что им могут быть награждены лица как рядового, так и сержантского состава, а в авиации – те, кто имеет воинское звание младшего лейтенанта.
Орден Славы вручался тем воинам, кто в боях за Родину совершил подвиг, потребовавший мужества и бесстрашия.

Указанный орден имел три степени. Высшей считалась I степень, а награждение производилось последовательно – от третьей до первой степени. В положении об учреждении награды подробно перечислялись те действия, за которые боец мог быть удостоен такой награды. Орден Славы вручался лишь за личные боевые заслуги, им не награждались воинские части. По цвету ленты орден очень напоминал одну из самых почетных наград прежней России – Георгиевский крест («Ордена и медали СССР», Г.А. Колесников, А.М. Рожков, 1983).

По внешнему виду орден Славы – это пятиконечная звезда, чуть выпуклая спереди. В середине ордена имеется круг с рельефным изображением московского Кремля и Спасской башни. Ниже расположена ленточка из красной эмали, на которой выполнена надпись «Слава». По краям круга художник поместил лавровый венок. В верхний луч звезды вделано ушко с кольцом, посредством которого знак крепится к металлической колодке, обтянутой орденской лентой.
Награжденный имел право носить вместо ордена только орденскую планку с лентой.

Орден Славы – награда за мужество

Десятки тысяч бойцов советской армии были награждены орденом Славы за мужество и решительные действия, проявленные в боях с фашистскими захватчиками. Одним из первых этот отличительный знак с георгиевской лентой, имевший высшую степень, получили старший сержант Шевченко и ефрейтор Питенин. Это произошло в июле 1944 года. Полными кавалерами ордена стали и четыре женщины. В целом же кавалерами сразу всех трех степеней стали в годы войны почти две с половиной тысячи человек, представлявших самые разные рода войск и службы. Всего таких орденов различного достоинства было вручено более миллиона.

Лица, удостоенные ордена Славы всех трех степеней, получали особые права и привилегии. Им могло присваиваться вне очереди более высокое воинское звание. Одна из привилегий – персональная пенсия. Кавалеры ордена Славы могли претендовать на первоочередное обеспечение жилой площадью; они и их семьи получали льготы по оплате жилья. Отдельные преимущества награжденные получали и при проезде железнодорожным, воздушным или водным транспортом.

Совет 3: Как появился Орден Отечественной войны

Орден Отечественной войны представляет собой один из самых известных символов победы над фашизмом. Данная советская была учреждена непосредственно в годы войны и имела две степени.

История создания ордена

Подготовка проекта ордена для награждения военнослужащих, которые отличились в боях с фашистами, началась 10 апреля 1942 года. Ее вел начальник тыла Красной Армии генерал Андрей Хрулев по приказу Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина. Первоначальным названием награды было «За воинскую доблесть».

Помимо генерала Андрея Хрулева над орденом работали художники Сергей Дмитриев и Андрей Кузнецов. Первый из них уже успел поработать над орденом Ленина и медалью «XX лет РККА», а второй создал целый ряд различных воинских знаков. Всего за два дня художники создали около 30 эскизов, после чего генерал Хрулев отобрал по две лучших работы от каждого из авторов.

Верховному главнокомандующему Сталину были представлены на рассмотрение четыре эскиза, в результате чего он выбрал один из проектов Кузнецова, приказав доработать его и внести несколько существенных изменений. Орден получил вид выпуклой пятиконечной звезды с лучами, покрытыми рубиново-красной эмалью. Звезда имела также внешнюю окантовку лучей золотом. В центре находился рубиново-красный круг со знаком серпа и молота, окаймленный белой эмалью. На нем располагалась надпись «Отечественная война» с золотой звездочкой в нижней части. Рубиново-красная пятиконечная звезда дополнялась скрещенными винтовкой и шашкой. Первая и вторая степени ордена отличались друг от друга тем, что награда 2-й степени имела красную звезду, окантованную серебром, а 1-й степени – золотом. Ордену дали название «Отечественная война».

Награждение орденом

В соответствии с воинским уставом, орденом Отечественной войны первой степени участники боевых действий награждались в 30 различных ситуациях, а орденом второй степени — в 25. За время Великой Отечественной войны награда была присуждена многим героям, совершившим легендарные подвиги. Одним из награжденных стал красноармеец Михаил Паникаха. 2 октября 1942 года он принимал участие в ожесточенном бою за завод «Красный Октябрь» в Сталинграде. Красноармеец пытался нанести урон вражескому танку, используя бутылки с горючей смесью.

Внезапно в одну из бутылок попала вражеская пуля, и боец моментально воспламенился. Не растерявшись, Михаил бросился навстречу танку, продолжая забрасывать его бутылками, в результате чего смог обезвредить боевую машину. 9 декабря 1942 года за этот подвиг Михаилу Паникахе был посмертно вручен орден Отечественной войны I степени. Также награды 1-й получили 18 бойцов из Сибирской стрелковой дивизии, о которых впоследствии сложили песню «На безымянной высоте».

Совет 4: Когда появился орден "Знак почета" и кого им награждают

Орден «Знак Почета» стал фактически последней крупной наградой из тех, что были учреждены в Советском Союзе в предвоенный период. Потребность в этом отличительном знаке возникла, поскольку правительство стремилось найти методы дополнительного стимулирования трудящихся Страны Советов, не связанные с прямым экономическим поощрением.

Как появился орден «Знак Почета»

В середине тридцатых годов прошлого века в Советском Союзе широко распространился трудовой энтузиазм масс. Правительство СССР задумалось о том, каким способом можно было стимулировать народ и мотивировать его на трудовые достижения. Денежные премии – лишь один из способов для создания трудовой мотивации. Не менее важным стимулом стало стремление трудящихся получить высокую государственную награду – орден «Знак Почета».

Данный орден Президиум Верховного Совета СССР учредил 25 ноября 1935 года. В соответствующем постановлении говорилось, что «Знак Почета» вручается отдельным гражданам и целым коллективам, продемонстрировавшим высочайшие показатели в промышленности, сельском хозяйстве, в иных отраслях экономики.
Орденом предполагалось награждать также за заслуги в научной и исследовательской деятельности, за достижения в культуре и спорте, а также за активное участие в деле повышения обороноспособности страны.

На овальном ордене были изображены рабочий и колхозница. Этот образ был отражением движения общества вперед, к светлому будущему; он олицетворял освобожденный от угнетения труд. В руках фигурок художник поместил знамена с лозунгом, зовущим пролетариев к объединению. В верхней части композиции располагалась красная звезда и позолоченные литеры «СССР», а внизу имелась надпись «Знак Почета».

Награда за трудовую доблесть

В числе тех, кто был первым удостоен этой высокой правительственной награды, был А. Тиллябаев, председатель одного из колхозов, расположенного вблизи Ташкента. Его поощрили за успехи в деле повышения урожайности хлопковых культур и за проявленный при этом трудовой героизм («Ордена и медали СССР», Г.А. Колесников, А.М. Рожков, 1983).

Одним из первых коллективов, получивших орден «Знак Почета», был металлургический цех Макеевского завода имени Кирова. Рабочие цеха перевыполнили плановые показатели и продемонстрировали высокую организацию производства при осуществлении важных заданий государства.
К началу войны с Германией орденом было награждено более четырнадцати тысяч тружеников.

В годы войны с немецким фашизмом орден был вручен десяткам тысяч тружеников тыла, которые своим героическим трудом, а иногда и ценой жизни помогали фронту. Больше всего награжденных дал Урал, Сибирь, Закавказье, Казахстан и Средняя Азия. В этих регионах было в годы войны сосредоточено значительное число промышленных и сельскохозяйственных предприятий. К моменту распада советского государства орденом было награждено свыше полутора миллионов человек и коллективов трудящихся.
Видео по теме
Источники:
  • Орден Красной Звезды
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500