Совет 1: Социальное как форма бытия

В широком смысле бытие понимается как существование. Это центральный объект изучения в онтологии. Бытие разделяют на несколько форм. Понятие «бытие» определяется вопросом: «Что есть сущее». В философии бытие противостоит небытию.

Форма бытия



С точки зрения онтологии бытие понимается как нечто единственное, так как этот термин употребляется для обозначения мира, как единой сути. Бытие разделяется на несколько форм: бытие вещей или процессов — в него входят бытие природы в целом и бытие вещей, созданных человеком; бытие человека - его жизнь как в целом, так и в мире вещей, созданных природой или им самим; бытие духовного – индивидуальное духовное бытие и неиндивидуальное бытие; бытие социального разделяется на два вида – бытие индивида и бытие общества.

Бытие индивида



Для индивида бытие ограничено временем и пространством. Тем не менее оно входит в человеческое бытие, бытие природы и социальное бытие в целом. Бытие индивида - это реальность одного человека, объективное по отношению к сознанию некоторых людей или поколений. Личность не просто существует в структуре бытия, благодаря способности к познанию, она влияет на него, как в позитивном, так и в негативном смысле. Для благоприятного влияния на бытие, индивиду необходимо четкое осознания себя в данной системе и понимание ответственности за эту систему.

Бытие индивида - целостность тела и души. Его особенностью является взаимодействие целостного человека, находящегося в единстве тела и души, отношения человека и мира, как социального существа. Без одного из трех составляющих бытия индивида, человек не сможет нормально функционировать и будет неполноценен.

Бытие общества



Бытие общества - результат изменения и развития природы, под влиянием индивида и социума в целом. Современное бытие общества характеризуют: технологизация, институциализация, глобализация, информатизация. Технологизация означает, что в бытие современного общества важнейшими ресурсами становятся технологии, улучшающие и облегчающие жизнь как индивида, так и общества в целом. Институциализация говорит о том, что общество становится более организованным и основные функции выполняют социальные институты. Этот процесс состоит из нескольких этапов - формирование потребности, решаемой коллективно, создание общей цели, сознание системы, для функционирования того или иного института. В наше время не существует ни одного цивилизованного общества без социальных институтов.

Глобализация сравнительно недавно стала значимым элементом бытия общества. Это процесс распространения на все культуры мира одного антропологического стандарта, вытесняя уже принятые. Она произошла из-за зависимости одних регионов от других, что привело к сжатию социального пространства. За счет глобализации и технологизации, возникла информатизация - благодаря созданию интернета, цифровым технологиям ускорилась передача информации и увеличились ее объемы. В связи с этим общество стало живее реагировать на различные события в мире.

Совет 2: Общество и его структура

Общество и его структуру принято рассматривать через его основные сферы – экономическую, правовую, политическую, культурную, социальную. Все эти сферы находятся в тесной взаимосвязи, и на этих скрепах строятся и социальные отношения, и процессы, и социальная динамика, и мобильность.

Что такое общество



В широком смысле общество – это некая общность, совместная жизнь людей, а также мир разнообразных социальных явлений. Это некая форма бытия, которая характеризуется целенаправленной совместной деятельностью людей, создающих систему социокультурных явлений, отличных от мира природы.
В узком понимании общество представляет собой самодостаточную социальную группу людей, которая обладает способностью различной самодеятельности.

Структура общества



Структура общества – строение общества, его устройство, которое характеризуется взаимодействием разных его частей. Главная единица общества – человек (группа людей или определенный класс).

Социальная структура характеризуется организованностью общества как целостной системы, а также порядком действий разных общественных групп.

Структуру общества определяют группы людей по отношению к управлению и власти. Самые большие из них – государство и гражданское общество. Государство – социальный институт, который предназначен для организации и управления обществом в интересах различных социальных групп и классов. Это управление осуществляется с помощью особого класса людей – государственного аппарата. Гражданское общество – социальные и этнические группы, естественно складывающиеся классы, индивиды, которые объединены разного рода социальными отношениями и неполитическими связями. Гражданское общество – основа процесса демократизации и правового государства в принципе.

Социальные группы в полной мере себя реализуют преимущественно в политической сфере, которая, в свою очередь, концентрирует социальную. Таким образом, политика является отражением соотношения общественных сил, через нее же и рассматриваются социальные потребности человека. Принято считать, что политика – основной скреп общественных отношений, потому что ее отличает от других сфер активность субъектов деятельности и отношений, которые происходят в ней.

Для современных социальных наук важнейшим вопросом является понимание взаимосвязи общества и государства через отношения подчинения. То есть, является ли государство частью общества, то ли они тождественны.
Видео по теме

Совет 3: Сознание как отражение бытия

В зависимости от жизненных условий человека, социального статуса, вида трудовой деятельности и общения с другими людьми, формируется так называемый продукт общества – сознание, являясь не чем иным, как осознанным бытием.

Сознание как свойство материи мозга



Сознание является формой идеального бытия, способностью человека при помощи мозга воспринимать окружающий мир. Сознание вызывает различные эмоции и мысли, тем самым, как-бы заставляет человека познавать окружающее. Кроме того, необходимость в практической деятельности обязывает человека думать, анализировать и делать выводы. В результате данных манипуляций и размышлений, человек, исходя из своих потребностей, формирует свою мысленную модель бытия. Сознание тесно взаимосвязано с речью и языком. Ведь без основы формирования языка обобщенное отражение и выражение - невозможно. Ни язык жестов, ни мимика не способны выражать передачу и обмен информацией.

Сознательное и бессознательное



Человеческая психика может иметь осознанную и неосознанную форму. Сознанием характеризуется высокий уровень развития человеческой психики. Главная функция сознания – глубочайшее познание природы, общества и человека.

Структура человеческого сознания таит в себе большое количество познавательных процессов, с их помощью человек беспрестанно пополняет свои знания и опыт. Это такие процессы, как ощущение и восприятие, память, воображение и мышление.

Посредством ощущений и восприятий в человеческом сознании,формируется картина мира, какой она видна человеку на данный момент. Память возобновляет в сознании прошлое, воображение строит модели и образы форм потребностей, отсутствующих в настоящее время. Мышление же решает задачи, используя обобщенные знания. Так называемое бессознательное–это непременная составная часть психической деятельности каждого человека. С научной точки зрения, понимание бессознательного имеет два основных вида: теория психоанализа и теория неосознанной психологической установки.

Психоанализ изучает сознание и бессознательное, как исключающие друг друга элементы психической деятельности. А психология установки берет за основу идею психики целостной и опирается на представление о единстве личности человека. Бессознательное - это мир отражения психики, это взаимодействие непроизвольных психических явлений, это система врожденно - рефлекторных реакций и наконец, это – человеческое психическое явление, которое характеризуется условиями человеческого сознания. Будучи продуктом общественным, сознание присуще только людям. Животные сознанием обделены.
Видео по теме

Совет 4: Сознание как категория бытия

Сопоставление таких философских категорий, как сознание и бытие, является одной из основных проблем философских теорий и имеет множество подходов к изучению. В общем можно сказать, что сознание в качестве категории бытия определяется как совокупность субъективных образов объективной окружающей реальности, создающих таким образом субъективную реальность.

Проблематика и особенности сознания как категории бытия



В философских учениях бытие определяется как объективная реальность, существующая независимо от сознания человека. Одновременно с этим бытие включает в себя не только материальную действительность, но и результат творческого мышления человека, которое через призму собственного мировоззрения и мироощущения создает нематериальную действительность – отдельную форму бытия. Таки образом, сознание – это психическая деятельность человека, отражающая объективную реальность, т.е. бытие.

Сознание как способность человека мыслить и рассуждать позволяет ему ставить цели и задачи, делать выбор, воспринимать поступающую информацию со своей точки зрения и делать соответствующие выводы, осуществлять созидательную и творческую деятельность. В результате всех этих процессов сознание человека создает для него индивидуальную реальность – объективное бытие. Понятие «объективное бытие» связано с чувственным восприятием мира.

Сознание как форма бытия может быть индивидуальным и общественным. Основными свойствами сознания считаются следующие: идеалистичность, творчество, целесообразность, плановость, осознанность, контролируемая деятельность. Главной особенностью сознания, формирующего объективное бытие, является способность человека осознавать не только окружающую реальность, но и самого себя как индивидуальность.

Подходы к изучению сознания как категории бытия



Существует два крайних научных подхода к проблеме сознания как категории бытия:
- солипсизм рассматривает сознание человека как единственную достоверную реальность с его точки зрения, а окружающая действительность рассматривается как результат сознания индивида;
- физикализм определяет сознание как порождение бытия, причем самостоятельное существование индивидуальной реальности отрицается.

Выделяют следующие направления определения сознании в соотношении с категорией бытия:
- источником сознания является внешний материальный и духовный мир, отражаясь в сознании человека определенными чувственными образами;
- сознание определяется как результат восприятия человеком социокультурной среды, формируя принципы и эстетические нормы человека;
- сознание отождествляется с внутренним духовным миром человека, т.е. определяется как сумма уникального опыта индивида.
- источником сознания выступает информационное космическое поле, звеном которого и является сознание.
Видео по теме

Совет 5: Карма Йога как основа социального благополучия

Часто люди не понимают слов йога или карма, но им привычнее слова благотворительность и добрые дела. Сочетание такой благотворительности с отрешенностью и будет называться карма-йогой. А теперь задумаемся, почему раньше были меценаты, а сейчас их все меньше и меньше? Почему в нашем сознании исчезает Дух сострадания и милосердия? Эти вопросы поднимаются в древнем Учении под названием КАРМА-ЙОГА.

Может ли Карма Йога быть основой социального благополучия?
Обсуждая довольно сложную тему «карма-йоги» насмешливо и скептически думаем – как может йога, per se, двигать материальный и духовный прогресс, развивать культуру, науку, быть основой социального благополучия?! Как вообще возможен данный процесс? Для анализа сего нам необходимо слегка коснуться понятия «йога» в целом и «карма-йога» в частности, а уже потом сопоставить сие с самим a priori становлением социального благополучия.

Итак, йога, как часть индийской философии носит, согласно С.Радхакришнану, преимущественно спиритуалистический характер, согласно Свами Вивекананды и учению Саи Бабы, является доступной человеку независимо от его религиозных воззрений, социального статуса, расы, касты; согласно взгляду автора, является мировоззрением космополитическим, универсальным, способным дать человеку то, что нельзя найти в современных мировых религия – понимание себя, цели своей жизни, самореализацию. «Карма-йога» как часть тотального йогического учения носит все те же характеристики, но в отличие от классической формы «аштанга-йоги», имеет своей целью облагораживание социального бытия посредством личной трансформации – на первом этапе труда во имя блага и процветания личности, нации, государства, впоследствии, – красоты характера, «души».

Примеров подобного «служения» - трансформации достаточно в истории человечества – это видные полководцы, политические деятели, меценаты, духовные учителя мира. Санскритское слово «карма» имеет несколько значений – действие, причинно-следственная связь, судьба. Все три её обозначения логически связаны. Так действие рождает причины последующих противодействий, а из их совокупности рождается «судьба». Именно в данной последовательности следует искать зерно учения карма-йоги – действовать во имя блага и процветания, не ожидая в итоге награды или похвалы, т.е. действовать ради самого действия и в этом действии получать удовольствие и наслаждение.

Что следует понимать под подобным действием? Во-первых, поскольку это учение йоги, полное предание себя «владыке йоги», а отсюда, развитие в себе таких качеств как смирение, терпение, умиротворение относительно объектов мира, выражающих собой материальное проявление Его творческой интенции. Во-вторых, это осознание взаимосвязи всего бытия – физического и метафизического, его единство и взаимообусловленность, приводящую последователя «карма-йоги» к осознанному выбору ненасилия на уровне мысли, слова, поступка. В-третьих, это стремление посредством действия реализовать связь субъекта и объекта: практикующего «карма-йогу» и «цель практики - Брахмана», а отсюда – бескорыстие и любовь в действии ради самого действия. Таким образом, в данной последовательности обнаруживает себя зерно «карма-йоги» - бескорыстное служение Брахману, проявляющему себя в сознании последователя практики посредством самого бытия, социума, универсума.

Отсюда следует, что «карма-йога» учит человека развиваться в личность, устремленную к святым идеалам, развивать универсальный характер, основанный на идеалах йоги – общечеловеческих ценностях. Но как возможен сам процесс становления социального благополучия на основе «карма-йоги»? Общество, в котором идеалом социального бытия является учение «карма-йоги» само по себе утопично на первый взгляд. Но при рассмотрении нескольких вариантов выше обозначенного, становится понятным его право на жизнь.

Так подобное общество описывали и создавали адепты йоги – Ауробиндо Гхош, Свами Йогананда, Свами Вивекананда. Здесь в центре внимания группа людей, объединенная общими интересами – стремлением к самореализации, достижении йогического состояния самадхи. Методы подобного совершенствования личности могут быть различными, но общее в них то, что ими движет бескорыстная любовь к жизни, человеку, обществу. Достигнув самореализации, они являются своего рода светочами истины, к которой устремлены неспокойные людские сердца, жаждущие глотка духовного знания и умиротворения.

Получая опыт переживания близкого общения с просветленной личностью, адепты йоги с энтузиазмом начинают практиковать в мире великие общечеловеческие ценности – любовь, мир, праведность, ненасилие, терпеливость, трудолюбие. Примером такой самоотверженной жизни служат деяния Свами Шивананды. Таким образом, видно, как одна пробужденная к истине душа способна вести за собой тысячи других устремленных к миру и свободе душ. Но что, если в обществе подобной деятельностью будут заниматься целые плеяды просветленных учителей? Ясно одно – их жизнь – их послание, которое человеку необходимо понять и применить в своей жизни.

Мир способен к трансформации, и если лидерами современного общества станут просветленные учителя, они поведут за собой людей к истине, добру и красоте; каждый поймет свое предназначение и будет трудиться во благо других. Сам этот процесс будет непрерывным актом самопожертвования ради высшей цели – достижения брахмического сознания, сознания Атмана. На земле наступит мир, благоденствие, золотой век истины, добра и красоты. Каждый будет трудиться во благо себя, а себя видеть во всем многообразии живых существ, достигнув просветленного сознания.

Человек осознает ценность своего рождения, станет поистине миротворцем. Не будет более голодающих и страждущих. Возможно ли это? Да. «Карма-йога» способна дать такой прогресс обществу – доказательство тому – жизни святых просветленных учителей истины, реализовавшие в жизни идеалы «карма-йоги».

Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500