Термин «суд Линча» возник в США. Происхождение его связывают с именами двух американцев, носивших такую фамилию, и осуществлявших подобную практику.

Чарльз Линч



Чарлз Линч (1736-1796) был полковником иррегулярных войск американских колонистов во время Войны за независимость. Это было тяжелое время для Америки. Ее жители были далеко не так единодушны в желании завоевать независимость, как это зачастую показывают в голливудских фильмах. Немало было и тех, кто поддерживал английскую власть. Как это всегда бывает в смутные времена, находилось немало желающих поживиться, гражданская война сопровождалась всплеском преступности.


Такая обстановка требовала наведения порядка посредством «железной руки». Понимал это и полковник Чарлз Линч. Он создал в округе Бекфорд собственный суд. Впрочем, его действия мало походили на «суд Линча» в современном понимании: он все-таки не отправлял никого на виселицу, не выслушав суть дела. Но решение Линч принимал единолично – ни обвинения, ни защиты в этом «суде» не было.

Суд Линча и расизм


Другая версия связывает происхождение данного термина с именем офицера Уильяма Линча. Этот человек жил во второй половине 18 в. в штате Пенсильвания. В 1780 г. этот человек, пользуясь личной властью, приговаривал людей – без суда и следствия – к телесным наказаниям. Речь шла именно об избиении, но не убийстве. Чаще всего жертвами становились негры.

Согласно иной версии, Уильям Линч был плантатором, известным жестокими расправами над своими чернокожими рабами.

Но если термин «суд Линча» возник в конце 18 в., то утверждение такой практики в США относится в 60-м гг. 19 в. После Гражданской войны население южных штатов страдало и от произвола северных оккупантов, и от действий негров, которые, получив свободу, рады были отомстить бывшим хозяевам. Вот тогда-то и начинаются многочисленные убийства негров без суда и следствия.

Негры подвергались линчеванию не только за нарушение «законов Джима Кроу» – законодательных норм, закрепляющих расовую дискриминацию – но и по подозрению в любом преступлении. Именно по подозрению, ведь о расследовании и судебной процедуре с участием обвинителя, защитника и присяжных заседателей речи не было. Не всегда суд Линча спонтанно осуществляла неорганизованная толпа – ее мог направлять шериф или даже мэр небольшого городка.

Жертвами линчевания становились не только негры, но и все, кто не входил в категорию WASP («белый, англосакс, протестант») – привилегированную часть американского общества: евреи, итальянцы, католики. Чаще всего линчевание представляло собой пытки с последующим повешением или сожжением на костре, но существовал и более мягкий вариант: обмазанного дегтем и вывалянного в перьях человека проносили по городу верхом на бревне, а затем изгоняли из города.

Правительство формально осуждало суд Линча, но реально не пыталось ничего сделать. Даже президент Ф.Рузвельт не решился бороться с этим явлением законодательным путем, боясь потерять поддержку избирателей.

Только после Второй мировой войны практика линчевания в США сходит на нет, лишаясь моральной поддержки в обществе.