Совет 1: Что такое датчик кислорода и для чего он нужен

Автомобиль представляет собой сложную систему с множеством компонентов, каждый из которых выполняет свою функцию. Одним из них является датчик кислорода, также известный как лямбда-зонд.

Конструкция датчика кислорода

Датчик кислорода или лямбда-зонд (от греческой буквы λ, которой обозначается смесь бензина и воздуха) — специальный компонент двигателя автомобиля для оценки количества оставшегося в выхлопных газах свободного кислорода. По принципу действия устройство является гальваническим элементом с твердым керамическим электролитом из диоксида циркония. Поверх легированной оксидом иттрия керамики напылены токопроводящие платиновые электроды. В один из электродов поступают выхлопные газы, а в другой — воздух из атмосферы. В процессе работы лямбда-зонд нагревается до 300—400 градусов, что позволяет производить измерения остаточного кислорода. При такой температуре циркониевый электролит становится проводимым, а разница в количестве кислорода в выхлопных газах и атмосферного кислорода приводит к возникновению на электродах выходного напряжения.

Если концентрация кислорода одинакова с обеих сторон, датчик электролита находится в равновесии и разность его потенциалов соответствует нулю. При изменении концентрация кислорода на одном из электродов возникает разность потенциалов, которая пропорциональна логарифму концентрирования кислорода с рабочей стороны датчика. Как только горючая смесь достигает стехиометрического состава, содержание кислорода в выхлопных газах снижается в сотни тысяч раз, приводя к скачкообразным изменением датчика, фиксируемым высокоомным измерительным устройством (бортовым компьютером автомобиля).

Функционирование датчика кислорода

Датчик кислорода не является самостоятельным устройством. Он функционирует при участии каталитического нейтрализатора отработанных газов, предназначенного для окисления токсичных веществ (углеводородов, окиси азота и окиси углерода) до углекислого газа, воды и азота в посредством каталитической реакции. Катализатор становится эффективным (при нейтрализации до 80% компонентов) в достаточно узком диапазоне: при λ от 0,85 до 0,9 обеспечивается максимальная мощность системы, а при λ от 1,1 до 1,3 (дроссельная заслонка бензинового двигателя полностью открыта) достигается наибольшая экономичность расхода топлива. В достижении точных показателей, необходимых для эффективной работы двигателя внутреннего сгорания, участвуют особая система питания с дискретным (электронным) впрыском топлива, а также сам датчик кислорода. Контроль над расходом топлива и содержанием в нем кислорода позволяет избежать различных неполадок в работе всех систем двигателя.

Совет 2: Как поменять датчик ВАЗ 2110

В большинстве случаев замена различных датчиков ВАЗ 2110 не требует специального оборудования и профессиональных навыков. Процесс замены большинства датчиков является достаточно простой процедурой и вполне может быть проведен автовладельцем своими руками.
Вам понадобится
  • - ключ на 22;
  • - ключ на 21;
  • - ключ на 13;
  • - тестер.
Инструкция
1
Замена датчика скорости ВАЗ 2110Отсоедините электрический разъем на датчике. Для этого необходимо слегка сжать металлические «ушки». Открутите датчик, поворачивая его против часовой стрелки. Если не удается сделать это руками - воспользуйтесь ключом на 21. Возьмите новый датчик скорости и установите его на привод. Установку следует производить в обратной последовательности.
2
Заменена датчик недостаточного уровня масла в двигателе ВАЗ 2110Для того чтобы произвести данную замену, нужно отсоединить провод от датчика и отвернуть болт крепления с помощью ключа на 21. Слегка раскачивая датчик, выведите его из гнезда в блоке цилиндров. Следует делать это очень аккуратно, чтобы не повредить поплавок. Уплотните корпус датчика алюминиевым кольцом. Поставьте новый датчик.
3
Замена датчика детонации ВАЗ 2110Одноконтактный датчик детонации находится в верхней части блока цилиндров, двухконтактный - на шпильке. Для снятия одноконтактного датчика необходимо отсоединить электрический разъем и открутить датчик с помощью ключа на 22. После этого датчик можно снять.Для снятия двухконтактного датчика зажигания при включенном зажигании разъедините провод с клеммой «минус» аккумуляторной батарейки и отсоедините датчик от колодки с проводами. Открутите гайку крепления датчика с помощью ключа на 13, снимите шайбу. Отсоедините датчик от шпильки.Проверьте датчик. Для этого присоедините его контакт к корпусу тестера. Возьмите оправу, сделанную из мягкого металла. Измерьте импульс напряжения, постукивая оправой по резьбовой части датчика детонации. Следует учесть, что у датчика детонации, находящегося в рабочем состоянии, импульс напряжения должен меняться в пределах от 40 до 200 мВ, в зависимости от интенсивности ударов. При необходимости замените датчик. Установка датчика должна производиться в обратном порядке.
4
Замена датчика концентрации кислорода ВАЗ 2110Для замены лямбда-зонда необходимо отсоединить провод от клеммы «минус» аккумуляторной батарейки. Отожмите пластмассовую защелку и отсоедините колодку датчика от жгута проводов. Открутите датчик от приемной трубы. Возьмите новый датчик и произведите его установку в обратной последовательности.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500