Совет 1: К каким камням относится корунд

Корунд – цветной драгоценный камень, уступающий по твердости только алмазу. Правда, обычно его знают под другими названиями – сапфир и рубин. Ярко-алая окраска рубина и васильково-синяя сапфира одинаково прекрасны. Удивительно, что один и тот же камень известен столь разными цветами.

Символическое значение корундов

С древнейших времен рубин и сапфир считались символами неограниченной власти могущественных правителей Востока и Запада. Этими камнями мог обладать лишь тот, кто сумел достичь в своей жизни непревзойденных вершин.

Красный корунд назвал рубином древнегреческий философ Теофраст, связав его название с латинским словом rubens, что означает «краснеющий». Аль-Бируни считал рубин самым красивым и величественным из всех драгоценных камней. Ярко-красный цвет рубина он сравнивал с раскаленным угольком. Восхищение вызывали и рубины гранатового, шафранового, багряного и фиолетового цветов. Розовый рубин называли карбункулом.

Название «сапфир» произошло от латинского sapphires – синий. В странах Востока он считался камнем созерцания и символизировал купол небес. Впрочем, сапфирами называют не только синие, но и желтые, зеленые, лиловые и бесцветные корунды. Интересно, что в Древней Руси рубин и сапфир также считали разновидностями одного и того же камня, только называли его не корундом, а яхонтом.

Ценные свойства корундов

Выше всего ценятся совершенно чистые и прозрачные корунды, однако камень нередко содержит включения, которые, после его ювелирной огранки, приобретают форму симметричной шестиконечной звезды. Подобные камни называют астериями или звездчатыми камнями.

Корунды желтого цвета не пользуются особым спросом. Самыми популярными являются классические цвета рубина и сапфира – кроваво-красный и темно-синий. Их обрабатывают в форме алмазной огранки и, как правило, сочетают с другими дорогими камнями, к которым относятся бриллианты, натуральный жемчуг и изумруды.

Крупнейшие месторождения корунда обнаружены в Бирме, Таиланде и Индии. В Австралии добывают сапфиры черного цвета с зеленым оттенком. На территории России месторождения корунда присутствуют на Урале. У сапфиров здесь серый оттенок, а у рубинов – темно-красный.

Считается, что рубин приносит счастье в любви и оберегает своего обладателя от любой опасности, а сапфир может излечить от судорог. Кроме того, рубин используют для улучшения кровообращения и сердечной деятельности, а сапфир – при лечении воспалительных процессов. К тому же, его спокойный синий цвет позволяет глазам отдохнуть от яркого света дня и прекрасно помогает при бессоннице. Правда, достоверных научных данных о лечебных свойствах корундов, как и других камней, не существует.

Совет 2: Какие драгоценные камни существуют

Как ни парадоксально, общепринятой классификации, четко разграничивающей драгоценные и поделочные камни, так и не было создано. В России по сей день остается актуальной система Бауэра-Ферсмана, разделяющая минералы на три категории: драгоценные, поделочные и ювелирно-поделочные. Список драгоценных камней, как ни удивительно, достаточно велик.
Инструкция
1
Алмазы – самые ценные минералы, чье название в переводе с арабского означает «несокрушимый». Действительно, алмаз занимает наивысшее, десятое место по шкале твердости Мооса, и поцарапать его можно лишь другим алмазом. Ограненные алмазы – бриллианты – с древнейших времен являются наиболее дорогими и востребованными драгоценными камнями.
2
Бериллы – группа минералов, наиболее известными разновидностями которого являются изумруд и аквамарин. Изумруд – уникальный камень, чье качество по сей день оценивается на глаз. В природе практически не встречаются бездефектные экземпляры, поэтому отсутствия видимых прожилок и трещинок достаточно, чтобы быть названным безупречным. Аквамарин – алюмосиликат берилла, получивший свое название из-за своего уникального оттенка морской волны. Не слишком популярными, но не менее ценными подвидами берилла считаются также гелиодор и марганит.
3
Относительно недавно, в XIX столетии, был открыт совершенно уникальный драгоценный камень, способный менять свой цвет – александрит. Он относится к группе хризобериллов, чрезвычайно редким минералам, встречающимся лишь в пяти точках земного шара: в штате Колорадо, на острове Цейлон, Мадагаскаре, в Бразилии и на Урале.
4
Корунды – минералы, имеющие множество разновидностей, среди которых – высоко ценимые в ювелирном деле рубины, сапфиры и шпинель. Рубин – это корунд, в составе которого присутствует повышенное количество хрома, именно он придает камню характерный кроваво-красный оттенок. Сапфир – корунд, содержащий примеси титана и железа, обеспечивающие насыщенный синий цвет. Бесцветные или полупрозрачные корунды называют лейкосапфирами. Особенно высоко ценятся экземпляры с эффектом астеризма – так называемые «звездчатые» рубины и сапфиры.
5
Турмалины – группа минералов, отличающаяся разнообразием оттенков. В зависимости от цвета и степени прозрачности некоторые разновидности турмалинов относят к драгоценным. Выше всего ценятся полихромные, малиновые, синие и зеленые экземпляры.
6
Кварцы - самые распространенные в земной коре минералы. К драгоценным разновидностям специалисты относят благородный опал, аметист, раухтопаз, цитрин, к ювелирно-поделочным – агат, халцедон, волосатик, кошачий и тигровый глаз, горный хрусталь.
7
Особая категория – драгоценные минералы органического происхождения. Как нетрудно догадаться, к таковым относят получаемый из раковин перламутр и жемчуг и добываемый из морских глубин коралл.
Обратите внимание
Классификация Ферсмана относит к драгоценным камням первого порядка бриллианты, сапфиры, рубины, изумруды, александрит, хризоберилл, эвклаз и благородную шпинель.
Источники:
  • Классификация Бауэра-Ферсмана
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500