Совет 1: Что такое самосознание

Самосознание заключается в осознании субъектом его отличия от других субъектов остального мира. Полностью сформированных научных теорий по этому вопросу в настоящее время не существует.
Вам понадобится
  • Научная литература по психологии и философии.
Инструкция
1
Под самосознанием в психологии понимается психический феномен, основанный на осознании человеком самого себя как субъекта деятельности. В результате самосознания представление человека о самом себе складывается в теорию «Я».
2
Так Рубинштейн С.Л. в своей книге «Основы общей психологии» писал, что, например, ребёнок не сразу осознает самого себя. В течение первых лет жизни он называет себя по имени так же, как его называют окружающие. Он в начале понимает себя не как самостоятельный субъект, а так, как объект по отношению к другим людям.
3
Самосознание не является изначальной данностью, которая присуща человеку с рождения. Самосознание является продуктом развития. Однако стоит заметить, что сознание у младенца появляется как тождественный зачаток. Сознание «Я» у ребенка начинает складывается примерно в три года, когда он начинает различать ощущения, которые были вызваны внешним миром, и те ощущения, которые были вызваны собственным телом. Наибольшее значение такое сознание собственных психических качеств и самооценка приобретают в подростковом возрасте. Так как все компоненты самосознания взаимосвязаны, то развитие одного из их ведёт к видоизменению всей системы сознания.
4
Развитие самосознания происходит в несколько этапов в течение человеческой жизни. В возрасте одного года происходит открытие самого «Я». Отделять результаты собственной деятельности и внешнего мира ребенок уже может к двум-трем годам. Способность оценить себя, то есть самооценка, начинает формироваться в семь лет. Этап активного развития самосознания, поиска своего «Я» и собственного стиля происходит в подростковом возрасте. К концу этого периода формируются основные социальные и нравственные оценки.
5
На формирование самосознания влияет несколько факторов, а именно, оценки результатов собственной деятельности, оценка окружающих и собственный статус в группе ровесников, формула отношений «Я - идеал» и «Я - реальное».
6
Среди компонентов самосознания, согласно теории Мерлина В. С., можно выделить систему социальных и нравственных оценок, осознание собственных особенностей психики, осознание «Я» в качестве деятельного начала, осознание собственной тождественности. Данные элементы самосознания всегда взаимосвязаны друг с другом на функциональных и генетических уровнях, хотя их формирование не происходит одновременно.

Совет 2: Что такое бихевиоризм

Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение, манеры, образ действий) – направление в психологии, изучающее поведение человека и способы, которыми можно на него повлиять. Оно сформировалось в начале XX века и со временем стало теоретической базой поведенческой психотерапии.



Бихевиоризм – одна из наиболее распространенных теорий в западной психологии XX века. Ее основоположником считается американский психолог Джон Уотсон. А одним из «пионеров» бихевиористского движения был американский педагог и психолог Эдвард Торндайк.

Главный акцент в бихевиоризме делается не на сознании и психических процессах, как, например, в психоанализе, а непосредственно на поведении людей. Изучаются связи между какими-либо внешними стимулами и реакцией на них. В центре внимания бихевиористов – навыки наблюдаемых субъектов, их опыт, процессы обучения.

Общеметодологическими предпосылками бихевиоризма стали философские принципы позитивизма, согласно которым описывать можно только непосредственно наблюдаемые события и явления. Попытки анализа внутренних и недоступных для наблюдения механизмов отклоняются как сомнительные и спекулятивные.

В бихевиоризме применяется два способа исследования поведенческих реакций. В первом случае эксперимент проводится в искусственно создаваемых и управляемых условиях, во втором наблюдение за субъектами осуществляется в естественной и привычной для них среде.

Большая часть экспериментов проводилась на животных, а затем установленные закономерности реакций на определенные воздействия окружающей среды переносились на человека. Позже этот подход подвергся критике, в основном по этическим причинам. К бихевиоризму были близки возникшие в России рефлексология В.М. Бехтерева, физиологическая теория условных рефлексов И.П. Павлова, объективная психология П.П. Блонского.

По мнению сторонников бихевиоризма, изменяя внешние стимулы, можно формировать желаемый образ поведения людей. Однако при таком подходе совершенно не учитывается роль внутренних ненаблюдаемых свойств, присущих человеку, таких как его цели, мотивация, представления о мире, мышление, самосознание, психическая саморегуляция и т.д.

По этой причине в рамках бихевиоризма невозможно до конца объяснить все проявления поведенческих реакций. Но несмотря на столь явную уязвимость в теоретическом и методологическом отношении, бихевиоризм продолжает сохранять свое обширное влияние на практическую психологию.

По мере своего развития бихевиоризм положил начало возникновению различных других психологических и психотерапевтических школ. На его фундаменте выросли необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая психотерапия, НЛП. Основные положения бихевиористской теории находят множество практических применений.


Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500