Совет 1: Что представляют собой публичные выступления как ораторский жанр

Цель ораторского искусства – донести информацию до аудитории или убедить ее в чем-либо. Публичное выступление является наиболее эффективным жанром ораторского искусства, поскольку подразумевает живую обратную связь с аудиторией.

Что характерно для публичного выступления?

Структура речи публичного выступления сильно отличается от повседневного общения. Кроме того, активно используются не только языковые средства убеждения, но и неязыковые - такие как жесты и мимика. Роль неязыковых средств огромна: они приковывают внимание аудитории и вызывают желание разделить эмоции выступающего. Поскольку цель выступления прежде всего убеждающая, оно характеризуется направленностью на получение от слушателей ответной реакции. Это могут быть и вопросы, и случайные реплики, и одобрительные возгласы.

Публичные выступления чрезвычайно эффективны. Разумеется, авторитет выступающего в глазах аудитории очень важен, однако хороший оратор способен склонить на свою сторону даже недавних оппонентов. Правда, ход и характер публичного выступления нередко зависит от психологического настроя оратора, его веры в собственные силы и в ту информацию, которую он собирается донести до публики.

Методы и приемы

Техника ведения беседы с большой аудиторией сложилась еще в античные времена. До сих пор существуют определенные правила ведения публичных выступлений, которые во многом определяют их эффективность.

Во-первых, речь оратора должна быть подготовлена в соответствии с социальным и образовательным уровнем аудитории, перед которой он намеревается выступать. Речь должна четко структурироваться и быть предельно ясной для публики. Во-вторых, информация должна быть достаточно объективна и полезна для аудитории. В идеале она должна быть еще и правдивой. В-третьих, «небольшая речь минут на сорок» неэффективна. Внимание большого количества людей трудно удерживать долгое время, поэтому длительность монолога следует сократить до 15-20 минут. Если информации много, лучше делать перерывы для озвучивания вопросов, таким образом аудитория отдохнет. В-четвертых, оратор должен выступать достаточно эмоционально. Это не означает избыточную жестикуляцию или движение по всему помещению для выступления. Хороший оратор должен владеть интонационными приемами.

И наконец в-пятых, особое внимание стоит уделить началу и концу выступления. Эти этапы лучше всего запоминаются аудиторией.
Разумеется, эти приемы вариативны – все зависит от культурного уровня и специфики слушателей речи. Существенными факторами являются и цели оратора, и многие другие обстоятельства, вплоть до того, где и при каких условиях происходит публичное выступление – в помещении или на открытом воздухе, в небольшой комнатке или на стадионе, с присутствием вип-персон или только в «своем» кругу.

Совет 2: Как говорить лучше

Умение красиво, убедительно и грамотно говорить ценилось всегда. Риторика, ораторское искусство необходимы и современному человеку, поскольку вся наша жизнь строится на общении с другими людьми. От умения говорить красиво и правильно часто зависит и карьера, и успех в личной жизни, и собственная самооценка.
Инструкция
1
В настоящее время существует большое количество различных курсов, предлагающих семинары, тренинги, курсы лекций по риторике и ораторскому искусству. Один из таких центров в Москве -

Центр культуры речи и ораторского мастерства (официальный сайт http://marmalad.narod.ru/). Подобные курсы учат искусству публичных выступлений, деловому общению, рассказывают о психологии общения, о дыхательных техниках.
2
При освоении искусства красиво говорить большую роль играет постановка голоса, умение говорить громко без крика, соблюдать правильную скорость речи. Это особенно важно актерам, экскурсоводам, преподавателям.
3
Тренинги и семинары по риторике и искусству общения предлагают не только теоретический курс, а большое количество практических упражнений, выполняя которые вы сможете научиться желаемому.
4
Первое, на что обратите внимание, это чистота вашей речи. Попробуйте записать на диктофон спонтанный рассказ о чем-либо и затем прослушайте его. Обратите внимание, сколько раз вы употребляли так называемые «слова-паразиты» (вот, как бы, ну, короче и проч.). Такие слова засоряют речь, делают ее несодержательной, непрофессиональной, раздражают слушателей. Чаще всего мы не замечаем их в своей речи, но если обратить на них свое внимание намеренно, можно заставить себя в скором времени полностью избавиться от таких вредных слов.
5
Также важно говорить четко. Развивайте мимику, мышцы лица. Сложно понять человека, который едва раскрывает рот, однако не переусердствуйте, следите за чувством меры. Излишнее использование мимики и жестикуляция тоже может быть раздражающим фактором.
6
Расширяйте свой словарный запас. Запоминайте интересные фразеологизмы, пословицы, поговорки. Прочитав интересную статью или книгу, постарайтесь пересказать ее в том же стиле, что она была написана. Всегда следите за тем, чтобы мысль была законченной.
7
Красиво и умно говорить не означает говорить нагроможденными фразами, научными терминами. Всегда следите за соответствием стиля вашей речи ситуации, в которой вы находитесь, будь то научная конференция или разговор с друзьями.
8
Можно делать следующие упражнения:

1) Попробуйте доказать, аргументировать какой-либо факт

2) Перескажите последние новости, давая оценку и комментарий к услышанному

3) Читайте вслух литературные и газетные тексты, соблюдая пунктуацию, соответствующую интонацию, темп.
Видео по теме
Источники:
  • Техника речи и постановка голоса

Совет 3: Как подготовить речь

Сегодня практически любому человеку, стремящемуся преуспеть в карьере и личностном росте, необходимо владеть ораторским навыком. Хотите ли вы рассказать новичкам о вашей компании, ее целях, выступить с отчетом перед начальством или сделать презентацию нового продукта, вам необходимо подготовить речь. Однако речь должна быть не только содержательной, но и увлекательно преподнесенной. Надеемся, что наши подсказки помогут вам успешно выступить со своей речью на публике.
Инструкция
1
Для начала четко определите приоритетную мысль, которую вам необходимо донести до слушателей. Это поможет вам сформулировать выступления. А слушатели легче вас поймут и усвоят полученную информацию, а также сформируют собственное отношение к предмету публичного обсуждения. Во время планирования речи определитесь, о чем именно вы желаете проинформировать аудиторию.
2
На втором этапе подготовки определите логическую структуру вашего публичного выступления. Основываясь на самом главном тезисе доклада, поочередно подготовьте вступление, затем основную и заключительную часть. На вступление с заключением можно выделить около 20% доклада. И чтобы основная информация не свалилась на слушателей подобно снежному кому, уделите особое внимание вступительной части. Можно ее начать с маленькой истории, интересного факта или даже вопроса. В заключительной части подытожьте сказанное и кратко повторите озвученные идеи. В основную часть следует поместить главные пункты выступления.
3
Старайтесь подкреплять свои тезисы фактами и статистикой. Этот способ широко распространен и используется в бизнес-презентациях, служа отличным доказательством к словесной информации. Только не переусердствуйте со статистикой и точностью, чтобы ваша речь не превратилась в почти механическое воспроизведение фактов и математических формул. Так вместо того чтобы сказать «49,4%», лучше остановитесь на упрощенном выражении «почти половина». И конечно статистическая информация должна быть достоверной. Если не знаете или не помните величину какого-либо значения, лучше не берите цифры с потолка, а то ведь среди ваших случаев могут быть отчаянные любители статистики.
4
Пользуйтесь визуальными средствами. Когда презентация включает в себя много статистических данных, лучше их разместить на слайдах. Графики и диаграммы со слайдов очень хорошо запоминаются. На слайдах вы также можете разместить основные тезисы и пункты выступления, которые, по вашему мнению, важны для запоминания слушателями. Данные, изображенные на слайдах, должны быть непременно четкими и разборчивыми, в противном случае слушатели будут неохотно обращать внимание на размытые картинки. Шрифт должен быть достаточно крупным, а цвет шрифта не должен сливаться с фоном или приближаться к нему оттенком. Это все.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500