Если говорить понятным, не «научным» языком, то вязкость автомобильного моторного масла – его способность смазывать поверхности трущихся деталей двигателя при условии сохранения текучести. С первого взгляда, определение несложное, однако именно вязкость масла больше всего зависит от температуры, непосредственным образом влияя на работу механизмов, нуждающихся в смазке.

Особенности работы автомасел



Главная задача любого автомобильного масла, в т.ч. и моторного, образование масляной пленки между движущимися деталями двигателя, которая не должна допускать сухого трения. Также моторное масло способствует минимальному трению при условии герметичности полостей цилиндров. Реальная температура масла постоянно изменяется и может достигать 140-150оС; те показания, что водитель видит на приборной панели, сообщают ему лишь о рабочей температуре охлаждающей жидкости. Последняя действительно обладает стабильностью и в среднем (на прогретом моторе) составляет около +90оС.


Создать субстанцию, которая одинаково хорошо бы смазывала детали двигателя в широком диапазоне температур, достаточно сложно; поэтому производители при разработке марок масел учитывают множество параметров. Большинство из них отображены на этикетке в виде буквенно-цифрового кода, который характеризует эксплуатационные особенности автомасла.

Кодировка моторных масел



Классификация моторных масел по вязкости была разработана Ассоциацией американских инженеров по автомобилям (или SAE) и сегодня принята в большинстве стран мира. Цель классификации – определить рабочий диапазон температур, при которых двигатель будет чувствовать себя «комфортно».

Для расшифровки можно взять маркировку на любой этикетке автомасла; например, SAE 10W-40. После аббревиатуры Ассоциации автомобильных инженеров идет число 10, которое определяет вязкость масла при определенных температурах. Если от «десятки» вычесть число «сорок», то получим «минус тридцать». Это означает, что данная температура обеспечивает способность масляного насоса прокачивать смазывающий состав, не допуская сухого трения. Если от первой в обозначении цифры отнять 35, то получим число минус 25, которое будет обозначать минимальную способность стартера проворачивать коленвал двигателя.

Второе в обозначении число (в данном случае 40) указывает на высокотемпературную вязкость. Чем оно больше, тем вязкость в условиях высоких температур (т.е. повышенных нагрузках) будет больше. Оптимальное значение вязкости для конкретного автомобиля лучше всего узнавать непосредственно у производителя.