Инструкция
1
Офорт в буквальном переводе с французского языка означает «крепкая вода». Так в Средние века называли азотную кислоту. Офорт представляет собой вид гравюры, металлические печатные формы для которой получают с помощью травления сильными кислотами.
2
Процесс получения таких гравюр заключается в следующем. Металлическую поверхность (обычно - медную, цинковую или стальную) покрывают слоем воска или лака, устойчивого к действию кислот. Затем художник иглой наносит изображение, удаляя ненужный лак. После этого металлический лист погружают в ванну с кислотой, которая начинает разъедать поверхность, свободную от лака. Получившуюся форму вынимают из ванны, промывают и затем счищают с нее лаковый слой.
3
Печатают такие гравюры с помощью пресса. Перед печатью на протравленную кислотой форму наносят краску, которая скапливается в углублениях на поверхности металла. Затем на форму кладут лист бумаги и помещают в пресс. Таким способом с помощью одной металлической формы можно подучить множество бумажных копий. Обычно форма приходит в негодность только после печати нескольких сотен бумажных оттисков.
4
Наносить узоры на поверхность металла с помощью травления кислотой придумали еще в Средние века. Таким способом декорировались ружья, доспехи, холодное оружие. Изготавливать при помощи кислот металлические формы для печати гравюр первым догадался Даниэль Хопфер в начале XVI века. Сначала для офорта использовались железные формы. Позже итальянские мастера начали применять медные пластины.
5
В начале XVII века француз Жак Калло изобрел особую иглу для удаления лака. Она имела овальное сечение и позволяла создавать поистине шедевральные гравюры. Также Калло развил метод многостадийной обработки кислотой. Если художнику требовалось создать на металлической форме лишь легкий, еле заметный тон, часть рисунка быстро обрабатывалась кислотой, а затем снова покрывалась лаком, чтобы сохранить рисунок от дальнейшего протравливания.
6
Современные мастера офорта вместо лака используют асфальт, битум и другие вещества. Пары сильных кислот, а также растворителей, с помощью которых раньше снимали защитный слой, токсичны. Поэтому сейчас разработаны более безопасные техники офорта. Некоторые художники предпочитают создавать защитный слой на основе акриловых полимеров, а процесс травления ведут с использованием хлорида железа. По окончании травления полимер смывается раствором обыкновенной соды.