Инструкция
1
Провести хороший урок без подготовки практически невозможно, поэтому прежде, чем прозвенит звонок и учитель встанет перед классом, должна быть проведена серьезная предварительная работа. Чем тщательнее будет подготовлен урок, чем более продуманы все его этапы и моменты, тем лучше будет результат.
2
Для начала необходимо обдумать тему урока. Понятно, что тематика отражена в плане работы учителя, но, разрабатывая конкретную тему, стоит подумать, какой именно материал будет излагаться на уроке, какие дополнительные источники информации стоит привлечь, каково будет соотношение нового и пройденного, как эта тема перекликается с уже изученным материалом.
3
Начинающему педагогу тщательно составленный план урока окажет неоценимую помощь. В процессе проведения занятия ему не придется лихорадочно соображать, чем бы еще занять своих учеников: вся структура урока, учебные задания и методики, количество времени на их выполнение будут отражены в плане.
4
Для опытного учителя подойдет самый общий план работы на уроке. Начинающему педагогу методисты настоятельно рекомендуют составлять подробный план, в котором отражаются не только структура занятия и задания, которые будет предложено выполнить ученикам на каждом этапе, но и все реплики учителя, а также возможные ответы учеников.
5
Разрабатывая план урока, обозначьте его структуру, распланируйте время на проверку домашнего задания, объяснение нового материала, тренировочные упражнения. Подумайте, какие методические приемы и формы работы вы будете использовать на каждом из этапов.
6
Неопытному учителю бывает непросто представить, сколько конкретно времени уйдет на выполнение каждого из заданий. Чтобы сделать это было легче, можно провести «репетицию урока» во время подготовки к нему, т.е. постараться самостоятельно «провести» урок от начала до конца, записывая хронометраж каждого из этапов. Но и в этом случае бывает так, что ученики, к примеру, справляются с тем или иным заданием быстрее, чем запланировано. В этом случае неплохо будет предложить им несколько дополнительных заданий, продуманных и запланированных заранее.
7
При проведении урока необходимо соблюдать определенный темп. Конечно, необходимо ориентироваться на то, чтобы ученики успевали справляться с предложенными упражнениями, но и сильно «растягивать» время их выполнения тоже не стоит: подавляющее большинство ребят, закончив раньше, могут заскучать и внимание их будет переключено на посторонние дела.
8
Важно правильно оценить свою роль как учителя во время проведения учебного занятия. Неверно полагать, что учитель на уроке активен, а ученики являются лишь воспринимающей стороной. Хороший учитель организует учебный процесс таким образом, чтобы находиться в постоянном взаимодействии с учащимися. По возможности нужно стараться включить в работу подавляющее число учеников.
9
Необходимо постоянно мотивировать учащихся на выполнение каждого из заданий. Наилучшей мотивацией является интерес, а также практическая польза, которую может извлечь ребенок из выполнения той или иной учебной задачи. Интерес прекрасно «подогревается» игровыми заданиями. Конечно, характер игровых заданий нужно определять в зависимости от возраста учащихся.
10
Стоит помнить, что чем младше ученики, тем чаще им необходима смена видов деятельности на уроке. В противном случае у малышей быстро наступает усталость, снижаются внимание и активность. Письменные задания должны чередоваться с обсуждениями, групповой и парной работой. Для младших школьников необходимо предусмотреть возможность подвигаться в течение урока. Для этого можно использовать, к примеру, физкультминутки.
11
В конце урока необходимо оставить несколько минут для разбора задания, которое необходимо будет выполнить дома. Неплохо будет, если ученики не просто запишут домашнее задание, но и получат от учителя методические указания по выполнению каждого из упражнений.
12
В заключение не забудьте подвести итоги урока. Обобщите, чему ребята научились, что нового узнали, какие знания и навыки закрепили. Отметьте работу наиболее активных учеников.
13
Старайтесь не задерживать ребят во время перемены. И ученикам, и учителю необходимо время, чтобы отдохнуть и подготовиться к следующему уроку.