Двоякий стандарт



Понятие стандарта в педагогической деятельности нередко воспринимается отрицательно, как набор каких-то шаблонов, ограничений, сухих правил. Тогда как стандарт, по своей сути, это эталон, образец – наилучший пример результата действий педагога.


В творческой среде, где имеют место отношения заказчик-исполнитель, говорят, что худший заказ – тот, в котором вовсе нет рамок или указаний. Чем большее равнодушие заказчик имеет к результату, тем больше ошибок в процессе сделает исполнитель. Та же ситуация складывается в образовании: сухие нормы и правила жизненно необходимы, чтобы педагог мог творить не во вред детям. Это подобно металлическому каркасу, который поддерживает вьющиеся цветы. Каркас непривлекателен, но без него не вышло бы задуманной формы.

Ровно как и образование без творчества педагога являет собой всего лишь скупой каркас знаний, за который не цепляется глаз, которому не радуется душа. Дети не тянутся к такому преподавателю, не постигают его предмет в полной мере.

В движении



Деятельность педагога представляет собой тесно сплетенные автоматизм и импровизацию. Лица учеников меняются, программа остается прежней, и даже если стороннему наблюдателю покажется, что педагог вовлечен в процесс, внутри, возможно, он давно уже не горит тем, о чем рассказывает. Педагоги всегда находятся в группе риска, эмоциональное выгорание – страшная беда для учителя. Спасти от него способно творчество.

Работа педагога – это постоянная жизнь в борьбе: за детские сердца, против невежества, за собственную живую душу – эти слова могут звучать чрезмерно возвышенными, но обесценивание труда учителя как раз таки и ведет к так называемому "burn-out", выгоранию. Творчество – способ сохранить себя и найти общий язык с детьми, по-настоящему донести до них знания.

Педагог-творец



Творческие способности педагога проявляются в его ежедневном взаимодействии с учащимися, в его оценке конфликтных ситуаций и разрешении их с пользой для всех участников, в индивидуальном подходе к ученику или различном подходе к разным группам учащихся, организации занятий и внеклассных часов.

Тогда как в большинстве случаев творческая деятельность предполагает создание нового, в случае педагога, результатом должно стать изменение личности учащегося в лучшую сторону – раскрытие его способностей, повышение морали и позитивной мотивации. Подобно скульптору личности, педагог не только насыщает учащихся знаниями, но и совершенствует их, помогает найти себя, утвердиться в обществе, в самореализации. Поэтому его ответственность перед учениками столь велика, а каждый шаг должен быть продуман и тщательно взвешен.