Инструкция
1
Приучать ребенка к работе по дому нужно с самого раннего детства. Как только ребенок трех лет берет в руки метлу и совок и начинает сам подметать мусор - это первый знак к тому, что ребенок готов к помощи родителям. Нужно терпеливо обучить его этой помощи на самых элементарных делах. Дети в таком возрасте действительно желают принести пользу, хотят, чтобы их похвалили, искренне мечтают сделать что-то приятное для родителей. И пусть у них это получается еще неловко, они могут разбить тарелку или навести еще больший беспорядок, но такую помощь нельзя отвергать, нельзя отсылать ребенка играть в детскую и отказываться от его дел.
2
Научитесь благодарить ребенка за любое полезное дело. Для детей нет большей награды, как видеть удивленные глаза своей мамы, ее радостную улыбку. Поэтому дети в возрасте 4-5 лет любят устраивать родителям приятные сюрпризы. К примеру, говорят, что раскидали вещи, мама приходит в комнату с мыслями об уборке - а там чистота. Это большой и приятный для нее сюрприз. Даже за самую малую помощь нужно благодарить ребенка так, будто он сделал большое дело. Именно эта благодарность и радость родителей дает ребенку понимание, что домашние дела приносят пользу, что он помогает родителям и делает реальное дело.
3
Подавайте хороший пример. Дети учатся на поведении своих родителей - иных учителей в их окружении пока нет. Поэтому если сами родители очень добросовестно подходят к уборке, делают ее регулярно, распределяют обязанности и помогают друг другу, то и дети включатся в общую работу. Если родители не запрещают им этого в самом раннем возрасте, не говорят о том, что ребенку еще слишком рано заниматься домашней работой, то у детей при взрослении даже вопросов не возникнет, почему ему нужно делать что-то в доме. Все обязанности будут восприниматься как нечто естественное и привычное.
4
Поручайте только полезные задания. Если ребенка в семье приучают к труду только ради того, чтобы он не бездельничал, толку от этого будет мало. Когда ребенок знает, что во всех комнатах порядок наводит домработница и только в своей ему приходится все делать самому - такую работу ребенок будет воспринимать, как несправедливость, а потому выполнит ее без особого энтузиазма. Только в той семье, в которой родители воспринимают труд и обязанности по дому, как нечто полезное и необходимое, а кроме того, не такое уж и сложное, дети будут думать и относиться к домашней работе так же.
5
Распределяйте обязанности честно, не забывайте про возраст. Маленьким детям еще трудно выполнять многие виды домашней работы, например, мыть посуду или резать хлеб. Зато они с удовольствием разложат приборы на стол, могут расставить тарелки, подмести, разложить игрушки по местам. Так что поручать нужно посильные задачи и не делать их за ребенка, даже если у него что-то не получается. Тем более, нельзя ругать ребенка или обвинять его, что он ничего не может сделать нормально. Одно неосторожное слово может отбить у малыша все желание помогать родителям.
6
Давайте детям четкие, конкретные указания. Нельзя просто сказать малышу, чтобы он навел порядок в комнате. Может, на его взгляд там и так порядок. И школьная форма висит на месте, пусть даже это место - стул, и игрушки разложены по порядку, даром, что на полу. Нужно сказать ребенку, что именно не так и как ему это исправить.
7
Даже такое серьезное дело, как уборку, можно превратить в игру и скрасить неприятные обязанности. Пусть дети соревнуются между собой или выполняют какие-то ваши задания в форме квеста, чтобы найти сокровища или спасти игрушку из плена. Придумать вариаций таких игр можно много, и это доставит массу удовольствия и родителям, и детям. А вот чего точно нельзя делать, так это превращать домашние обязанности в наказание или применять их в такой роди. Тогда ребенок точно не сможет воспринимать их как нечто привычное и нужное.