Совет 1: Кризис как социальное явление

Само слово «кризис» переводится с греческого языка как «перелом», некое тяжелое переходное положение. Однако это не означает, что в социальном смысле кризис всегда явление негативное. Во время кризиса происходит не только разрушение старой социальной (политической, экономической) системы, но и открываются новые решения и пути развития.

Основные характеристики кризиса

Любой кризисной ситуации присущи определенные черты. В первую очередь это выраженная реакция общества. Некоторые перемены, вызванные кризисом, являются неожиданными, соответственно общество к ним не подготовлено. Отсюда реактивность. Если кризис достаточно глубок и влечет за собой значительные изменения, его развитие, как правило, происходит прерывисто. Это связано с тем, что к разным функционалам общества кризис приходит в разное время. В то же время выход из кризиса не всегда означает его завершение, отдельные явления могут периодически повторяться, таким образом вскрывая элементы, оставшиеся незавершенными, ослабленными на предыдущем этапе развития кризиса.

Проблемность кризиса заключается в том, что, как правило, задачи, поставленные этим явлением перед обществом, могут быть взаимоисключающими. Если затягивать с поиском решений таких задач, кризис может обостриться. Любой кризис – прежде всего разрушение. Причем чем глобальнее кризис, тем более серьезны последствия этих разрушений. Деформации и даже полному уничтожению могут подвергаться даже жизненно важные для развития общества структуры и социальные институты. Обычно это происходит из-за недостатка базовых ресурсов, обеспечивающих нормальное функционирование системы.

Тем не менее кризис имеет не только деструктивное, но и конструктивное начало. В итоге кризис призван отыскать факторы, препятствующие стабильному развитию общества, и определить задачи на будущее. Кроме того, как ни крути, ни одно общество, ни одна структура не развивается без кризисов. Поэтому данное явление вполне закономерно.

Способы выхода из кризиса

Во время кризиса происходит своего рода естественный отбор, который позволяет откорректировать или перестроить некоторые общественные структуры, в то же время сохраняя суть социума. Вариантов выхода из кризиса три. Первый – распад системы. Увы, в результате кризиса общество может и погибнуть. Происходит утрата способности самовоспроизводиться. На грани подобной «смерти» системы находилась Франция в период Великой французской революции 18 века.

Второй вариант – реформа. Это более мягкий способ решить поставленные кризисом задачи, поскольку генотип общества перестраивается постепенно, без резких перемен. Третий вариант – революция. Революционный способ выхода из кризиса представляет собой резкий скачок из одного состояния в другое, который может быть достаточно катастрофичен, таким образом общество может понести существенные потери.

Совет 2: Сиротство как социальное явление

Сиротство как социальное явление включает в себя два понятия: сироты-дети, родители которых умерли, и сироты-дети, родители которых живы, но по разным причинам не участвуют в воспитании и обеспечении приемлемых условий жизни.

Виды сиротства

До XX века в социологии и педагогике сиротство определялось как наличие в обществе лиц до 18 лет, оба или единственный родитель которых умерли. В XX же веке наличие такого явления, как устранение родителей от обязанностей по отношению к своим детям, получило название социального сиротства. Соответственно, лица до 18 лет, оставшиеся без попечения одного или обоих родителей – социальные сироты.

В целом сиротство, как социальное явление, можно разделить по следующим группам сирот:

1. Прямые – несовершеннолетние дети, оставшиеся без родителей по причине их смерти;

2. «Лишенцы» - дети, родители которых лишены родительских прав вследствие негативного общественного поведения или невозможности обеспечивать необходимые условия жизни и развития своих детей (в т.ч. случаи, когда родители признаны недееспособными, находятся в местах лишения свободы или обвиняются в совершении преступлений, содержатся в лечебных учреждениях, являются пропавшими без вести);

3. «Отказники» - дети, родители которых добровольно отказались от родительских прав;

4. Интернатские сироты – дети, которые воспитываются в интернатах, вследствие чего их родители практически не принимают участия в воспитании;

5. Домашние условные сироты – дети, которые живут с родителями, но находятся в негативных психологических и бытовых условиях.

Также выделяется категория «скрытых» сирот – дети, лишённые необходимого ухода и условий развития, но чьё положение скрыто от государства, вследствие чего такие дети не получают необходимой помощи.

Социальные предпосылки и принимаемые обществом меры

В XX-XXI веках процент социального сиротства намного превышает процент прямого сиротства. Это объясняется такими явлениями как войны, политическая нестабильность, экономические кризисы, ухудшение экологической обстановки, природные бедствия, техногенные катастрофы. Вышеперечисленное приводит к разрыву связей с родными, бедности, безработице, снижению уровня жизни, повышению уровня преступности, болезням, алкоголизму и наркомании – эти социальные явления, в свою очередь, обуславливают распространение социального сиротства.

Для снижения уровня социального сиротства разрабатываются общественные мероприятия по поддержке молодых и многодетных семей, укреплению семейных ценностей, оздоровлению общества. К таким мероприятиям относятся: социальные программы для семей, поддержка безработных, программы по обеспечению жильём, проекты по организации оздоровительных и спортивных мероприятий, центры психологической помощи, развитие детской и молодёжной культуры.
Видео по теме

Совет 3: Развод как социально-психологический феномен

ХХI век принес изменения в институт семьи, наложил отпечаток на ее функции и состав. Развод же находится в тесной связи с институтом семьи. Так как есть не что иное, как разрыв семейных уз.
Инструкция
1
Американский социолог Констанция Аронс установила, что каждые 13 секунд распадается одна пара. К тому же, если оценить уровень стресса, который получает человек, находящийся в процессе развода, то он находится на втором месте после смерти любимого.
2
Причины для развода у каждой семьи свои: неудовлетворённость интимными отношениями, бытовые или материальные проблемы, измены одного из супругов и т.д. Хотя у разных семей свои «непреодолимые» препятствия, в основе всего лежит скука. Отношения уже не приносят былой радости и теплоты. Быт съедает все.
3
При этом следует помнить, что благополучие семьи зависит не только от отношений внутри нее. Такие социальные процессы как эмансипация женщин, урбанизация жизни, миграция населения тоже сказываются. Падение уровня социального контроля вызывает снижение чувства ответственности, мешает установлению прочных привязанностей.
4
Развод – не одномоментное явление. Ему, как правило, предшествует длительный или не очень кризисный период. Совместное исследование российско-американских учёных показало, что 45% женщин думают о разводе и лишь 22% мужчин. В зависимости от того насколько часто у супругов возникают мысли о разводе, можно установить насколько они удовлетворены отношениями в семье.
5
Желание развестись также не очень сильно связано с уровнем материального обеспечения или уровнем образования. Куда более важным фактором является возраст. Наиболее критическим периодом есть брак в возрасте от 12 до 21 года. Также о разрыве часто думают женщины, которые пребывают в замужестве от 6 до 11 лет. Касательно мужчин, то если их супружеский стаж меньше 6 лет, то мысль о разводе им даже в голову не приходит.
6
Психотерапевты утверждают, что причини неудовольствия браком кроются и в популярном утверждении: в браке два «я» становятся одним существом и растворяются в «мы». Люди, вступающие в брак, должны отказаться от развития себя как индивидуума и начать работать над общим организмом семьи. Теперь же при возрастании индивидуализации общества, развод стал способом избавится от оков и начать создавать себя как отдельную самодостаточную личность.
7
И все же, развод, как таковой, это ещё не решение проблемы полностью. Люди, пережившие развод, находятся в глубоком психологическом кризисе. В семейной психологии даже существует понятие «благополучный развод». Такой вид развода предполагает работу над уменьшением убытков, которые терпят супруги и дети от разрыва отношений.
Источники:
  • Все о разводе

Совет 4: Что такое циклическая безработица

Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть активного трудоспособного населения не занята в производстве товаров и услуг. Это макроэкономическая проблема, оказывающая наиболее прямое воздействие на каждого человека, так как потеря работы в большинстве случаев означает снижение жизненного уровня.
Инструкция
1
Выделяют несколько видов безработицы - фрикционная, структурная, институциональная, сезонная, циклическая и другие. В отличие от естественного типа безработицы, к которому относится первые два вида, циклическая безработица возникает не в результате недостатка рабочих мест, а при замедлении темпов экономического роста, спаде ВВП, промышленном кризисе. К примеру, в период Великой депрессии в США безработным стал каждый четвертый житель страны.
2
Циклическая безработица затрагивает все отрасли экономики. Массовые банкротства мелких и даже крупных компаний вызывают неожиданные и внезапные сокращения и увольнения. Кроме того, в условиях экономического спада людям не помогает переподготовка или повышение квалификации, не спасает перемена места жительства, так как кризис охватывает зачастую всю национальную экономику или даже выходит на мировой уровень.
3
Циклическая безработица, вызванная экономическим кризисом, может быть проявлена в открытой и скрытой форме. Открытая выражается в увольнении и полной потере работы, скрытая проявляется в сокращении рабочей недели или рабочего дня, принудительных отпусках, уменьшении заработанной платы.
4
Циклическая безработица - самая массовая и болезненная, кроме социальных бедствий, она приносит потери в объеме реального ВВП. Американский экономист Артур Оукен, сравнивая ВВП в условиях фактической и полной занятости, сделал вывод, что превышение циклической безработицы над естественной даже на 1 процент, ведет к снижению фактического уровня ВВП на 2,5 процента, в сравнении с потенциальным уровнем валового продукта.
5
В условиях циклической безработицы на государство ложатся бюджетные траты на сглаживание последствий - выплата пособий, открытие центров занятости населения, реабилитация безработных, создание новых рабочих мест за счет государства, переориентация налоговой политики и др.
6
Поскольку развитие экономики циклично и предполагает чередование спадов и подъемов, циклическая безработица существенно сокращается при очередном подъеме и может полностью исчезать.
Видео по теме
Источники:
  • Безработица

Совет 5: Естественная безработица и ее формы

Безработица – социально-экономическое явление, характерное для любого состояния экономики. Этот термин обозначает, что часть трудоспособного населения не имеет возможности найти подходящую работу. Когда количество таких людей не превышает 4-6% от общего числа тех, кто способен трудиться, безработица считается естественной.

Какая бывает безработица

Причины, вызывающие безработицу, различны, поэтому ее принято подразделять на виды. Вследствие сокращения совокупного спроса на рабочую силу, возникшего по причине кризиса перепроизводства и имеющего повторяющийся характер, возникает циклическая безработица. В этот период появляется большое количество людей, желающих работать, но не имеющих возможности найти работу, поскольку начался период спада производства, которыми характеризуется рыночная экономика.

Но и в период подъема экономики, когда спрос не превышает предложение и наблюдается полная занятость, безработица все равно остается. В этот период ее уровень, как показывает опыт большинства развитых стран, не превышает 4-6%. При полной занятости наблюдается фрикционная и структурная безработица, которую в совокупности называют естественной.

Формы естественной безработицы

Американский ученый-монетарист М. Фридман предложил рассматривать как естественную два вида безработицы: фрикционную и структурную. Фрикционная безработица – это временное состояние для некоторого количества трудоспособного населения, которое находится в поиске более подходящей для себя работы или ожидает, когда появится интересная для них вакансия. При естественной безработице число людей, находящихся в поиске работы, приравнивается к числу вакантных рабочих мест. Это значит, что те, кто хочет работать, смогут найти работу, пусть и через какое-то время.

Уровень фрикционной безработицы зависит от того, как быстро будут найдены рабочие места. Этот уровень с течением времени растет, поскольку повышается уровень социальной защищенности граждан – увеличивается сумма пособия по безработице и уровень минимальной оплаты труда, уменьшаются требования к тем, кто получает пособия. Поэтому у такого рода безработных нет насущной необходимости быстро найти рабочее место и поиск работы они могут растянуть на длительный срок.

Другая форма естественной безработицы – структурная безработица, обусловленная научно-техническим прогрессом, технологическими сдвигами в производстве. Эти факторы влияют на структуру экономики и влекут за собой ее изменение. Появляется спрос на определенную рабочую силу, имеющую ту или иную квалификацию, который будет удовлетворен только через некоторое время, когда эта сила будет привлечена из других регионов или появится в результате подготовки нужных кадров. Эта форма естественной безработицы, как правило, вынужденная.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500