Монотеистические авраамические религии – иудаизм, ислам и христианство, определяют сознание как неделимое целое, принадлежащее исключительно земному измерению. Эти религии отождествляют сознание с земной личностью человека, сформированной воспитанием и средой, видят в нем причину всех неблаговидных поступков и грехов, а также препятствие для духовного роста и обретения душой спасения, которое признается главной целью жизненного пути в авраамических религий. Литературные первоисточники иудаизма, ислама и христианства называют сознание иллюзорной, ложной сущностью, которая способна превратить человека в раба своих земных потребностей, и считают необходимым подавлять проявления такого сознания, пропагандируя различные ограничения и аскетический образ жизни.

И в авраамических, и в ведических религиях сознание представляется как некая «надстройка», которую человек создает в течение земной жизни, своего рода «интерфейс» души, который позволяет функционировать в реальности и выполнять жизненные задачи.


При этом, в ведических религиях – брахманизме, индуизме и буддизме, сознание не считается ложной сущностью, а всего лишь продуктом деятельного ума, за которым скрывается истинная духовная сущность человека. Как и в авраамических религиях, духовные практики индуизма и буддизма направлены на ослабление власти сознания с тем, чтобы душа могла проявиться в полной мере, а носитель – человеческое существо, достичь просветления, бодхи. Но эти духовные и физические практики не приветствуют полное подавление сознания, не признают его проявления греховными или нечистыми. Ведические религии не отождествляют освобождение от власти сознания с его отрицанием, фактически уравнивая в правах земное сознание и душу человека.

Авраамические религии характеризуют сознание как неделимое, ложное и конечное. Ведические утверждают, что сознание, как и душа, безначальна и бесконечна. Кроме того, в индуизме и буддизме создали детальную классификацию состояний сознания для целей практики освобождения души от власти сознательного ума.

Так, в буддизме сознание часто отождествляют с восприятием и выделяют пять категорий сознания, в соответствии с органами чувств. А с точки зрения микро- и макрокосмоса в индуизме и буддизме существуют четыре состояния сознания - бодрствование, сон со сновидениями, сон без сновидений и турия – состояние полной духовной пробужденности. Также в буддизме сознание характеризуется как процесс познания или осознания, которое, соответственно, имеет четыре уровня – осознанность по отношению к себе, к мыслям, ощущениям и окружающей реальности.