Инструкция
1
Появлению кубизма способствовали 2 выставки произведений Поля Сезанна, проходившие в 1904 и 1906 г.г. Сказанные Сезанном слова «трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса…» стали своеобразным эпиграфом ко всем творческим экспериментам нового направления.
2
В 1907 году Пабло Пикассо представил друзьям незавершенную картину «Авиньонские девицы». Она считается поворотной точкой в истории искусства 20 века. Работая над картиной, Пикассо намеренно отверг законы перспективы и светотень. Вся поверхность картины – и фон, и тела 5-ти обнаженных женщин – была разделена на геометрические сегменты. Изображенные на ней «девицы» были похожи на грубо вытесанных древних идолов.
3
Анри Матиссу показалось, что произведение Пикассо является карикатурой на современные направления в живописи. Молодой художник Жорж Брак с возмущением заявил: «Ты пишешь картины, как будто хочешь заставить нас съесть паклю или пить керосин». Но прошло не слишком много времени, и Брак продемонстрировал на своей персональной выставке 1908 г. пейзажи, при создании которых был использован тот же метод. Слово «кубизм» впервые появилось в рецензии на эту выставку, написанной известным художественным критиком Луи Вокселем.
4
В своем дальнейшем развитии кубизм прошел несколько этапов. Первый получил название «сезанновский» по имени кумира кубистов Поля Сезанна. Его отличительной чертой стало использование серых, охристых, коричневых и зеленоватых цветов. Большой цельный объект словно распадался на множество маленьких. Такова, к примеру, «Девушка с веером» Пабло Пикассо.
5
Затем появился аналитический кубизм, в котором образ как будто дробился на части. Казалось, что изображение составлено из осколков разбитого стекла. Таковы многочисленные натюрморты Жоржа Брака и «Портрет Амбруаза Воллара» Пабло Пикассо, который сам Воллар считал лучшим из своих изображений, каковых существовало немало.
6
Заключительным в развитии течения стал синтетический кубизм. В нем образ уже не разлагался, а собирался, синтезировался из отдельных деталей. При этом очень тщательно изображалась фактура материала, из которого состояли изображаемые предметы. Такова, например, картина Пабло Пикассо «Скрипка и гитара». Кроме того, стали появляться кубистические композиции овальной формы, которые стали назвать рокайльным кубизмом. К примеру, «Музыкальные инструменты» Пикассо.