История создания и конструктивные особенности памятника


Высота творения Церетели достигает 98 м. Таким образом, оно является одним из высочайших памятников не только в России, но и во всем мире. Ему уступает даже знаменитая Статуя Свободы. Для изготовления скульптуры были использованы материалы высочайшего качества. Каркас выполнен из нержавеющей стали, а облицовка – из бронзы. Вес памятника превышает 2000 тонн. Скульптура состоит из 3-х частей, каждая из которых изготавливалась отдельно: пьедестал, корабль и фигура Петра Великого. На создание памятника у Церетели ушло около года.

В некоторых российских СМИ появлялись публикации о том, что первоначально это грандиозное сооружение представляло собой памятник Колумбу, который скульптор планировал продать Испании, США и латиноамериканским странам к 500-летию открытия Америки. Однако предложение Церетели не вызвало интереса ни в одной из стран.


По мнению историков, при создании скульптуры были допущены неточности. Так, ростры – носы вражеских кораблей – установлены неправильно. Они увенчаны Андреевским флагом. Получается, что Петр воевал против созданного им самим русского флота. Неправомерным оказалось и официальное название памятника. Дело в том, что он не мог быть посвящен 300-летию российского флота, так как открылся лишь через год после этого события.

Отношение к статуе в обществе


Памятник сразу не понравился большинству москвичей. Резкое неприятие вызывали внешний вид, огромные размеры и полнейшее отсутствие ценности для города. В июле 1997 года памятник даже пытались взорвать. В 2007 году была устроена акция по сбору пожертвований на демонтаж творений Церетели. В результате, удалось собрать 100000 рублей, однако эта сумма оказалась явно недостаточной для реализации замысла.

После отставки с поста мэра Москвы Юрия Лужкова, статую хотели подарить Санкт-Петербургу, однако там категорически отказались от этой неслыханной щедрости. В 2008 году работа Зураба Церетели, по версии сайта «Виртуальный турист», заняла десятое место в списке самых уродливых сооружений мира.

Тем не менее, памятник по-прежнему стоит в Москве, вызывая иронию со стороны горожан и многочисленных представителей творческой интеллигенции, посвятивших ему немало строк в своих произведениях. Так, с легкой руки Михаила Веллера и лидера группы ДДТ Юрия Шевчука, статую Петра Великого стали называть «Гулливером в лилипутской лодке», а писатель-фантаст Олег Дивов на страницах романа «Лучший экипаж Солнечной» вообще представил его неким языческим идолом постъядерной эпохи.