Совет 1: Что такое интервенция

Интервенция - это насильственное вмешательство во внутренние дела государства других стран. Она может быть военной, экономической, дипломатической. Все виды интервенции запрещены международным правом и несовместимы с Уставом ООН. Несмотря на это, она по-прежнему широко практикуется некоторыми государствами.

Наиболее опасной формой интервенции является вооруженное вмешательство. Государство, подвергшееся такой агрессии, имеет право бороться против нее любыми доступными ему средствами, а так же требовать возложения ответственности на государство-интервента. Различают индивидуальную и коллективную интервенцию, открытую или скрытую. При открытой происходит вооруженное вторжение на территорию иностранного государства. Скрытая (замаскированная) интервенция может проявляться в самых различных формах. Например, организация гражданской войны, финансирование антиправительственных групп, засылка вооруженных банд, подрыв экономики страны. В связи с тем, что интервенция крупных держав приобрела широкое распространение, Ассамблея ООН в 1965 году приняла Декларацию о недопустимости вмешательства в дела других государств, об охране их независимости и суверенитета. Она осудила все формы интервенции, направленные против правосубъектности государств, против их политических, экономических и культурных основ. Несмотря на категорическое запрещение насильственного вмешательства, империалистические развитые державы, прежде всего США, постоянно вторгаются во внешние дела других стран и народов. Такие акты вмешательства иногда носят характер открытой вооружённой интервенции (например, действия США в Индокитае, Косове, Афганистане) или скрытой, замаскированной (засылка шпионов, террористов, организация заговоров, переворотов, финансирование, вооружение подрывных групп, демпинг, дипломатическое давление, использование СМИ для ведения враждебной пропаганды).Существует также понятие валютной интервенции. Так называют вмешательство государства в валютные операции посредством купли-продажи национальной валюты с целью поддержания ее курса.В медицине интервенция обозначает первичную работу, консультирование больных, находящихся в состоянии наркотической либо алкогольной зависимости.

Совет 2: Что такое смута

Смута в юридическом понимании - это действия правителей или отдельных лиц государства, которые нарушают внутреннюю безопасность страны, не разрушая при этом бытие самого государства. В России Смутой или Смутным временем, принято называть исторический период с 1598 по 1613 годы.
Началу Великой Смуты на Руси предшествовала смерть правителя Иоанна Васильевича Грозного в 1584 году. По закону, править должен был прямой наследник умершего царя. Однако его старший сын, Федор Иоаннович, был умственно неполноценен, а младший, царевич Дмитрий - слишком мал. В 1591 году Дмитрий, проживавший в удельном городке Угличе вместе с матерью и родней, погиб при загадочных обстоятельствах. Народу было объявлено, что царевич напоролся на ножик во время игры и, забившись в падучей (эпилептическом припадке), умер. После смерти слабоумного царевича Федора на трон взошел боярин Борис Годунов. Правление Годунова совпало с массовыми волнениями из-за трехгодичных летних заморозков и как следствие - большого неурожая. В 1603 году произошло массовое восстание под предводительством атамана Хлопка, объявившего, что голод ниспослан на Русь из-за того, что Годунов прервал династию Рюриковичей. На фоне вспыхнувших по всей стране волнений объявился беглый монах Григорий Отрепьев, объявивший себя чудесно спасшимся царевичем Дмитрием Иоанновичем. Этот человек, позднее получивший прозвище Лжедмитрия из-за того, что его царское происхождение так и не было доказано, заручился поддержкой польского короля и пошел с войском польских наемников на Русь. Исход интервенции решила смерть Бориса Годунова. Лжедмитрий вошел в Москву, бояре и мать царевича Дмитрия, царица Марфа признали его Царем и Великим князем всея Руси. Однако уже через год, с подачи боярина Василия Шуйского, в результате мятежа на собственной свадьбе с полячкой Мариной Мнишек Лжедмитрий был убит.Смута продолжалась и с воцарением на троне боярина Шуйского. Народ продолжал верить, что царевич Дмитрий жив, в разных частях страны вспыхивали крестьянские восстания. Объявился новый Лжедмитрий, впрочем, быстро разоблаченный, названный Тушинским вором и казненный. В раздираемую распрями страну вошли поляки, разгромив войско Шуйского. Москва присягнула польскому королю Сигизмунду. Лишь во время Народного ополчения 1612 года старосте Минину и князю Пожарскому удалось заставить поляков отступить. Смутное время на Руси закончилось к 1613 году, с избранием на Земском соборе нового царя из семьи Романовых - Михаила. Однако последствия Смуты сохранялись длительное время и заключались в упадке сельского хозяйства, потере выхода к Финскому заливу и утрате некоторых русских городов.
Видео по теме
Источники:
  • Смута

Совет 3: Что такое бивалютная корзина

Бивалютная корзина – условный показатель, который служит ориентиром для ЦБ РФ при проведении курсовой политики. Определяет в определенной пропорции соотношение рубля к доллару и евро.

Бивалютная корзина

Валютная корзина представляет из себя набор валют, показатель рассчитывается с целью определения курса национальной валюты. Выделяют бивалютную (состоит из двух денежных единиц) и мультивалютную (содержит несколько валют) корзину.

Значение денежной единицы определяется ее удельным весом в корзине. Доля валюты определяется по экономическим критериям индивидуально в каждом конкретном случае, например, исходя их доли в валовом продукте стран. Бивалютная корзина может периодически пересматриваться, исходя из изменений внешнеэкономической конъюнктуры.

В России бивалютная корзина была введена в 2005 году, до этого рубль ориентировался только на доллар. Ее целью было определение курса рубля к доллару и евро и на тот момент она складывалась из 0.1 евро и 0.9 доллара (к августу 2005 года соотношение евро/доллар сократилось до 0.35-0.65). В 2007 году данное соотношение было пересмотрено в сторону увеличения удельного веса евро - сегодня бивалютная корзина включает 0.45 евро и 0.55 доллара.

Основная цель бивалютной корзины в том, чтобы использовать при расчетах усредненный показатель стоимости валют и исключить влияние факторов колебаний курсов евро к доллару. Бивалютная корзина позволяет сбалансировать рублевый курс, сдерживать инфляцию и не позволять рублю существенно дорожать.

Рассчитывается она следующим образом: (0.45*курс евро) + (0.55*курс доллара) = стоимость корзины в рублях. Например, курс доллара составляет 35 р., евро - 49 р. Таким образом, бивалютная корзина = (0.45*49)+(0.55*35)=22.05+19.25= 41.3 р.

Минимальный уровень бивалютной корзины был зафиксирован 5 августа 2008-го года и составил 29.27 р. Максимальное значение стоимости бивалютной корзины в 43.08 р. было зафиксировано 18 марта 2014 г., в дальнейшем курс рубля начал укрепляться.

Бивалютный коридор

ЦБ не устанавливает равновесное значение бивалютной корзины, а позволяет ей изменяться в допустимом коридоре колебаний. Начиная с 2011 г. бивалютная корзина используется и как показатель, от которого рассчитывается валютный коридор или максимальное отклонение курса национальной валюты. Когда стоимость бивалютной корзины находится на границах коридора, ЦБ проводит различные мероприятия по выравниванию курса - например, скупку, продажу валюты или эмиссию рубля.

До 2008 года ЦБ вмешивался в торги в исключительных случаях, либо при повышенном спросе валюты и нецелесообразности сильного укрепления рубля, либо, напротив, при росте предложений на валюту и необходимости недопущения резкого ослабления курса рубля.
Соответственно, ЦБ РФ либо поддерживал рубль путем покупки валюты, либо осуществлял продажу рублей, приобретая резервную валюту. С 2008 года также осуществляются регулярные интервенции ЦБ внутри коридора.

Изначально текущая корзина двигалась в пределах коридора на плюс-минус 10 коп. Но на фоне финансово-экономического кризиса и колебаний курса рубля, к 2009 году диапазон колебаний бивалютной корзины составил 3 р., а к 2011 г. - 5 р. По состоянию на 10 апреля 2014 г. границы бивалютного коридора составили 36.30-43.30 р. Таким образом, диапазон допустимых колебаний составляет 7 рублей. Ввиду резкого ослабления курса рубля, за февраль 2014 года ЦБ сдвигал границы коридора 17 раз, еще 8 раз - в марте, что стало рекордным показателем.
Что такое валютная интервенция
Связанная статья
Что такое валютная интервенция

Совет 4: Что такое валютный коридор

Валютный коридор – это установленный центральным банком страны предел колебания курса национальной валюты. Он помогает установить в стране предсказуемый курс национальной валюты и предотвратить влияние внешних дестабилизирующих факторов, возникновение кризисных явлений.

Валютный коридор в России

Общеизвестно, что введение валютного коридора производится, как правило, в отсутствии свободных средств на финансовом рынке, в условиях дефицита бюджета и наличия большого внешнего долга.

Валютный коридор был введен в России в 1995 году, правда, просуществовал в первозданном виде всего два месяца. Затем, валютный коридор был установлен в пределах от минус 5.7% до плюс 7.5% от уровня курса доллара.

В 1996 году начал работать новый валютный коридор, но в июне этого же года в России была введена политика скользящего курса рубля по отношению к американской валюте. Это был своеобразный наклонный курс рубля по отношению к доллару. Изменения курса национальной валюты стали привязывать к прогнозам уровня инфляции, но с небольшим отставанием.

В 2008 году разразился мировой финансовый кризис, во время которого в России стала остро ощущаться нехватка ликвидности. Именно в то время ЦБ России вводит бивалютный коридор, который состоял из отношения 0.45 за евро и 0.55 за доллар США. С этого времени курс рубля в рамках бивалютного коридора поддерживался интервенциями из валютных резервов ЦБ.

Плавающий курс рубля

Во второй половине 2014 года мировые цены на нефть стали стремительно падать и на российскую валюту начали оказывать большое давление рыночные спекулянты. В связи с массовой скупкой американской валюты, в первые дни ноября на рынке началось сильное падение рубля по отношению к доллару США. Однако у российских банков теперь нет острой необходимости в покупке долларов. Это связано с введением ЦБ России валютного репо сроком на 28 дней.

11 ноября 2014 года ЦБ России сделал поистине исторический шаг:  фактически отменил валютный коридор, с помощью которого удерживалась стоимость бивалютной корзины на уровне 0.55 и 0.45 за доллар и евро соответственно.

Рублевый коридор, по сути, не исчезает совсем, просто теперь валютные интервенции ЦБ России будет проводить тогда, когда сочтет это необходимым.

Видео по теме
Видео по теме
Источники:
  • Гражданская война
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500