Совет 1: В чем особенности социальной перцепции

Социальная перцепция, или восприятие - это процесс отражения субъективного мира. Она является важнейшим личностным механизмом формирования образов объектов социального окружения.
В процессе социальной перцепции выделяют четыре этапа. Сходной фазой является обнаружение объекта. После этого идет различение (непосредственно восприятие, которое формирует образ объекта), идентификация (соотношение его с идеальным образом) и опознание (отнесение объектов к определенному классу).

К свойствам восприятия относят предметность, структурность, избирательность, осмысленность.

Одной из важнейших исследовательских задач, которые ставят перед собой политические психологи, является проблема определения механизмов восприятия. Сегодня наиболее изученными являются механизмы идентификации, стереотипизации, каузальной атрибуции, ингруппового фаворитизма и физиогномической редукции.

Механизм идентификации обозначает, что при восприятие лидера происходит на основании сопоставления с прототипическими чертами группы, к которой принадлежит человек. Так, лидер будет восприниматься более позитивно, если докажет, что является типичным представителем своей группы.

С механизмом идентификации тесно связано действие механизма стереотипизации. Так, исследования показывают, что все политики, независимо от их национальной принадлежности обладают рядом черт, приписываемых на основе профессиональной принадлежности (эгоистичность, стремление к личной выгоде и к самоутверждению). В какой-то мере данные представления являются исходными при оценке политических лидеров вообще. В свою очередь, то хорошее, что приписывается политикам, связывается с социальной системой конкретного государства.

Механизм каузальной атрибуции - это приписывание неких характеристик объекту восприятия в условиях дефицита информации о нем. Так могут возникать ошибки атрибуции, когда ответственность за внешние обстоятельства перекладываются на лидеров.

Механизм физиогномической редукции действует в условиях недостатка информации о личности. В этом случае граждане делают вывод о личностных качествах человека на основе его внешних данных. Выделяют также эффект красоты, который предполагает, что привлекательному человеку приписывают больше положительных качеств.

И наконец, механизм ингруппового фаворитизма проявляется в тенденции оценивать собственную группу, поведение ее членов в более позитивном ключе, чем другую группу. Также люди полагают, что другие относятся к ним также как они к ним. Эффект проекции предполагает, что человек считает, что другие люди обладают схожим набором качеств.

Важное значение при изучении восприятия образа имеют феномены логической ошибки, эффект «ореола» и феномен контраста и подобия. Феномен «логической ошибки» связан с тем, что граждане имеют определенные мнения о взаимосвязи качеств. Так, если человек высоко оценивается по шкале энергичности, то ему, вероятно, припишут и другие косвенно связанные с ней качества: молодость, волю, решительность и др.

Близко к данному психологическому феномену восприятия находится и эффект ореола – распространение одного набор качеств на всех остальных. Например, при высокой лояльности к президенту, его положительный имидж население распространяет и на других приближенных к нему политиков. Существует феномен подобия и контраста, согласно которому все достижения и неудачи, произошедшие в стране, связываются с фигурой лидера.

Совет 2: Какие существуют механизмы перцепции

Механизмами социальной перцепции являются механизмы, которые обеспечивают понимание и познание самого себя или другого человека в процессе общения. Также они позволяют прогнозировать поведение партнера по общению.
К основным механизмам социальной перцепции можно отнести идентификацию, эмпатию и аттракцию. Идентификацией принято называть метод познания другого человека при помощи попытки поставить себя на его место в определенной ситуации. Получается, что человек должен в некотором смысле уподобиться партнеру по общению. В процессе идентификации с другим человеком происходит познание его норм и ценностей, привычек. В старшем подростковом возрасте идентификация имеет особенно важное значение. Именно идентификация помогает определить характер отношений подростка со взрослыми людьми.

Что касается эмпатии, то под этим словом понимается сопереживание другому человеку, с которым вы общаетесь. Только через эмоциональный отклик можно определить, каково состояние другого человека. Порой очень важно понять, как партнер по общению оценивает окружающий мир. Эмпатия также рассматривается, как одно из важнейших качеств, присущих психологу, социальному работнику и педагогу. Получается, что люди, которые связаны с подобной деятельностью, должны развивать способность к эмпатии.

Атракция или привлечение – это особенная форма познания другого человека, которая основана на формировании позитивного чувства. Понимание партнера позволяет познать партнера по проявлению к нему максимально положительного отношения. Механизм самопознания в современном обществе принято называть социальной рефлексией. По сути, социальная рефлексия – это способность человека понять, как он воспринимается окружающим его обществом. Кстати самопознание возможно лишь через общение с другими людьми.

Еще одним не менее важным механизмом социальной перцепции принято считать каузальную атрибуцию. Даже в процессе постоянного общения человек не может получить полноценную информацию о причинах поведения партнера. Из-за дефицита информации индивиду приходится самостоятельно составлять прогноз на основе только лишь предположений. Получается, что индивид приписывает другим людям какие-то основания и мотивы для совершения определенных действий. Подобный процесс считается достаточно индивидуальным. Но в процессе его исследования все же удалось выявить некоторые закономерности. Собственно в этом заключается суть механизма каузальной атрибуции, который помогает представить себе процесс формирования отношения к партнеру.
Видео по теме
Источники:
  • Основные механизмы социальной перцепции
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500