Понятие и особенности слухов



Слухи - это недостоверная или искаженная информация, которая распространяется и функционирует исключительно в устной форме. Чаще всего они возникают в условиях информационного депозита и при отсутствии достоверной информации. Слухи отличаются от информации тем, что они недостоверны. Если они подтверждены фактами и доказательствами, то это просто информация, которая не может называться слухами. Недостоверность слухов обусловлена тем, что в процессе их циркуляции информация претерпевает изменения и искажается.


Очевидно, что слухи появились уже давно, но их комплексные исследования как массового явления появились только во второй половине 20 века. Тогда они нашли свое практическое применение при маркетинге товаров и услуг. Слухи распространялись и в целях борьбы с конкурентами. Важное значение распространению слухов традиционно придавалось в период войн. Делалось это в целях ослабления морального духа военных.

Интерес политиков и психологов к механизмам и особенностям распространения слухов заключается в следующем. Слухи являются ценным источником информации об общественном мнении, настроениях в обществе, отношении к политическому режиму и пр. Также слухи служат катализатором политических трансформаций, поэтому их учет позволяет правильно прогнозировать общественные процессы. Наконец, слухи являются важным факторов формирования общественных настроений и служат механизмом формирования общественного мнения.

Классификация слухов



Слухи можно классифицировать по различным основаниям. С точки зрения их достоверности различают абсолютно недостоверные, недостоверные, относительно достоверные и близкие к действительности. Эмоциональная типология различает «слух-желание», «слух-пугало» и «агрессивные слухи».

«Слухи-желания» отражают желаемое видение будущего и актуализированные потребности населения. Например, в 19 веке были распространены слухи о скором освобождении от крепостного права. С другой стороны, такие слухи могут стать источником манипулирования массовым сознанием. Они могут как препятствовать возникновению паники, так и вызвать агрессию, деморализовать население. Так, в период немецко-французской войны в 1939-1940 годы немцы активно распространяли слухи о скором начале переговоров. Это ослабляло стремление французов к оказанию сопротивления.

«Слухи-пугало» несут негативные настроения и вызывают панику. Обычно они возникают в период социального напряжения. Наиболее часто встречаются слухи относительно продуктов питания. Это может привести к росту цен или исчезновении определенных товаров. Например, в России 1917 года с прилавков пропал хлеб, хотя урожайность была обычной. В 2006 году наблюдалась паническая скупка соли из-за слухов о возможном прекращении поставок из Украины.

«Агрессивные слухи» не просто запугивают население, но и призваны спровоцировать агрессивные действия. Они основаны на противопоставлении нормальных людей и нелюдей. Часто они вызваны межнациональными конфликтами. Например, слухи об истреблении белых в Заире, зверствах федеральных войск в Чечне.