Совет 1: Что такое смерч как природное явление

Смерч – это атмосферный вихрь, который образуется в кучево-дождевом облаке и распространяется вниз, часто до поверхности земли. Это природное явление со стороны похоже на гигантский облачный рукав или хобот.

Причины образования смерчей

Механизм возникновения смерча до сих пор не изучен до конца. Мощный атмосферный вихрь образуется при поступлении влажного теплого воздуха, который сталкивается с холодным и сухим воздухом, сформировавшимся над участком земли или моря. В месте контакта различных воздушных масс конденсируется водяной пар, образуются водные капли и локально выделяется тепло.

Теплый воздух поднимается вверх, образуя зону разряжения, в которую втягивается теплый и влажный воздух, облака и расположенный ниже холодный и сухой воздух. Это приводит к развитию лавинообразного процесса выделения тепловой энергии. В результате чего формируется характерная воронка, внутри которой воздух с большой скоростью поднимается вверх, закручиваясь по спирали. В воронке создается разрежение, затягивающее все больше холодного воздуха.

Опускаясь до земли, воронка, действуя как гигантский пылесос, втягивает все, что может поднять воздушный поток. Зона разряжения постоянно перемещается в ту сторону, откуда поступает холодный воздух. Со стороны заметны причудливые изгибы движущегося смерча. Осадки при этом явлении, как правило, небольшие или полностью отсутствуют. Наибольшее число смерчей наблюдается в центральных штатах США, в прибрежных регионах Западной Европы и на Европейской территории России.

Классификация смерчей

Самыми распространенными являются бичеподобные смерчи. Их гладкая и тонкая воронка похожа на гибкий, извивающийся шланг. Длина воронки значительно больше ее диаметра. Как правило, такие вихри быстро разрушаются и не могут стать причиной значительных разрушений.

Расплывчатые смерчи похожи на скопление вращающихся облаков, опустившееся до земли. Диаметр такого вихря может превосходить его высоту. Как правило, это очень мощные смерчи, способные нанести огромный ущерб из-за высокой скорости ветра.

Составные смерчи часто наблюдаются в центральных штатах США. Вокруг центрального вихря, обычно расплывчатого, образуется несколько более мелких торнадо. Чаще всего это мощные смерчи, наносящие значительные урон обширным территориям.

Огненные смерчи – редкое природное явление. Они образуются в результате обширного пожара или извержения вулкана. Бичеподобный смерч впитывает в себя огонь, который по узкой воронке поднимается к дымному облаку. Такие вихри способны распространять лесные пожары на десятки километров.

В зависимости от затягиваемой в воронку вихря субстанции различают водяные, земляные и снежные смерчи.

Совет 2: Что такое смерч

Многие из нас не раз наблюдали по телевизору сообщения о стихийном бедствии, обрушившемся на территорию США: огромный смерчевой столб, затягивающий и сметающий все на своем пути. Для этой страны подобные природные явления, можно сказать, настоящее национальное бедствие. Для России, наоборот, смерч явление довольно редкое. Что же такое смерч?
Инструкция
1
В энциклопедическом словаре дается следующее определение: «смерч – это атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и распространяющийся вниз, часто до самой поверхности Земли», имеющий «вид столба с воронкообразными расширениями сверху и снизу». Кстати, диаметр столба может составлять от десятков до сотен метров.
2
В Европе смерчи называют тромбами, что в переводе с французского языка означает труба, а в Америке - торнадо (по-испански «вращающийся»).
3
Смерч возникает при столкновении холодного воздуха, опускающегося из грозовой тучи на поверхность земли, с теплым воздухом, поднимающимся вверх, в результате чего и возникает вращательное движение воздуха, образующее воронку смерча. Интересно, что в южном полушарии вращение воздуха в воронке смерча происходит по часовой стрелке, а в северном, наоборот, против часовой.
Необходимо отметить, что смерч – это явление локальное, он перемещается вместе с облаком, а, следовательно, существует недолго.
4
Смерч втягивает в себя все, что попадается на его пути, и разрывает эти предеметы вследствие сильно разреженного воздуха. Разрушения, причиняемые смерчем, бывают различными и зависят от его интенсивности, которая, в свою очередь, обусловлена скоростью внутренних воздушных потоков. Обычно она может достигать от 18 до 140 метров в секунду. Известны случаи, когда смерч поднимал в воздух и разрывал на части многотонные грузовики, но при этом оставлял в целости перенесенные им куриные яйца.
5
В отличие от США, где возникает около тысячи торнадо в год, в России смерч явление довольно редкое. По словам главы отдела краткосрочного прогноза и опасных погодных явлений Гидрометцентра А. Голубева «они наблюдаются в основном на черноморском побережье, в частности, в районе Анапы и Туапсе». Вот примеры крупных смерчей, пронесшихся над территорией России: смерч в Москве в 1904 году; смерч, прошедший по окраине Иваново в 1984 году; смерч в Благовещенске в 2011 году, который стал первым, по словам А. Голубева «в российской истории смерчем, прошедшим по территории крупного города с многоэтажной застройкой».
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500