Совет 1: Как лечить гидроцефалию

Гидроцефалия (она же водянка головного мозга) - это неврологическое заболевание, при котором происходит избыточное скопление жидкости в желудочках головного мозга. Развиться гидроцефалия может в любом возрасте, но чаще она бывает врожденной.
Инструкция
1
Причиной гидроцефалии у новорожденого ребенка может стать перенесенная беременной женщиной инфекция (герпес, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция). У плода нарушается обмен спинномозговой жидкости и происходит ее избыточное образование, в результате чего повышается внутричерепное давление. Приобретенная гидроцефалия развивается в результате травм головы, хронических интоксикаций, а также после перенесенного менингита и менингоэнцефалита, инсульта.
2
Повышение внутричерепного давления проявляется по разному у детей до 2 лет и более старших. У маленьких детей первым симптомом является увеличение размеров головы и изменение формы черепа. Так как роднички еще не заросли, кости черепа раздвигаются за счет того, что мозг начинает увеличиваться в объеме. Поэтому необходимо регулярно измерять окружность головы ребенку, обычно это делает педиатр во время осмотра.
3
Еще одним симптомом гидроцефалии является выбухающий, значительно увеличенный в размере и пульсирующий большой родничок. В норме он должен закрываться к году, но при этом заболевании он может оставаться открытым до 2-3 лет. Кости черепа при этом становятся тонкими, увеличивается лобная часть, на коже лица и лба появляется сосудистая сеть.
4
Ребенок начинает отставать в развитии от своих ровесников, не держит головку, плохо сидит или ходит, становится капризным, плаксивым и вялым. У больного ребенка повышается мышечный тонус, в тяжелых случаях могут возникать судорожные припадки.
5
У старших детей кости черепа зарастают, поэтому гидроцефалия имеет другие симптомы. Самый первый и частый признак - головные боли, сопровождающиеся тошнотой и рвотой. Приступы боли и тошноты чаще бывают в утреннее и ночное время, никак не связаны с приемом пищи. Часто эти симптомы принимаются за отравления, заболевания желудочно-кишечного тракта, и ребенок слишком поздно начинает получать правильное лечение.
6
Другими симптомами гидроцефалии являются нарушения зрения, эндокринные расстройства (гипотиреоз, отставание в росте, преждевременное половое развитие), судорожные припадки по типу эпилепсии, повышение мышечного тонуса, плохая успеваемость в школе. Диагноз ставится на основании клиники, осмотра глазного дна, самый достоверный метод - МРТ (магнитнорезонансная томография).
7
Лечение гидроцефалии чаще проводится хирургическим методом, наиболее распространенной операцией является шунтирование. При этом жидкость из желудочков мозга отводится в другие полости (в брюшную или полость сердца), где она всасывается. Делается это с помощью специальных силиконовых катетеров. В 10% случаев производится эндоскопическая вентрикулостомия, при этом не нужно использовать шунтирующую систему. Во время этой операции с помощью эндоскопа создаются обходные пути для оттока жидкости из желудочков мозга.
8
Из медикаментозных препаратов для длительного приема назначается «Диакарб». Это единственный препарат, уменьшающий выработку спинномозговой жидкости. Он применяется в случаях, когда нет явного прогрессирования заболевания, и больные не оперируются. Сосудистые препараты, ноотропы, гомеопатические средства на внутричерепное давление не оказывают никакого действия и часто назначаются необоснованно.

Совет 2: Как лечить наружную гидроцефалию

В зависимости от причины возникновения, наружная гидроцефалия разделяется на приобретенную и врожденную. Приобретенная появляется вследствие воспалительных процессов, черепно-мозговой травмы или опухолей, врожденная – внутриутробного поражения нервной системы или пороков развития. Клинические проявления прогрессирующего заболевания значительно отличаются в зависимости от возраста больного, но основой все равно остается повышение внутричерепного давления.

Инструкция
1
При лечении прогрессирующей наружной гидроцефалии у детей используются как хирургические, так и медикаментозные методы. У недоношенных младенцев без явных признаков активной гидроцефалии, но с геморрагиями, широко применяются диуретические средства, но только если возможна санация ликвора и восстановление нормального всасывания. Таким образом можно стабилизировать внутричерепное давление и величину желудочков мозга у половины пациентов в возрасте до 12 месяцев. Но применение диуретических средств оправдано лишь тогда, когда отсутствуют признаки повышенного внутричерепного давления и нормально функционирует выделительная функция почек.
2
Кроме того, возможно использование препаратов, которые способствуют выведению из организма натрия, что увеличивает диурез и снижает продукцию ликвора.
3
Хирургическое лечение проводится для нормализации внутричерепного давления и оптимизации функционирования мозга, однако могут возникнуть проблемы, связанные с воспалительными осложнениями, гипердренированием и нарушением функции дренажных систем.
4
При нарушении функций шунтирующей системы появляются все признаки прогрессирующей гидроцефалии: тошнота, головная боль, сонливость, нарушение поведения. Зачастую такие явления носят острый характер и проявляются парезами отводящих нервов, переходящей слепотой и выпадением полей зрения.
5
У пациентов, перенесших имплантацию ликворошунтируемых систем, любое нарушение в работе дренажной системы сопровождается резким ухудшением состояния, вплоть до расстройства дыхания, комы и летального исхода. Такие больные нуждаются в восстановлении дренажной системы и снижении внутричерепного давления.
6
Часто возникает вопрос об удалении шунтирующей системы, которая не функционирует, но даже не работающая по любым показателям система может сохранять свою дренажную функцию хотя бы частично. Поэтому удалять шунтирующую систему нужно только при развитии менингита, вентрикулита или менингоэнцифалита, которые не поддаются антибактериальному лечению.
Видео по теме
Обратите внимание
Выявить прогрессирующую гидроцефалию у детей можно по самому объективному и очевидному признаку – окружность головы ребенка значительно увеличивается.
Совет полезен?
При приеме диуретических препаратов необходимо восстанавливать в организме содержание калия, так как он выводится вместе с мочой.
Источники:
  • лечение наружной гидроцефалии
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500