Жизнь могла бы предстать бесконечным кошмаром, если не была смешна. Очевидно, этим правилом руководствовался римский поэт и комедиограф Тит Макций Плавт. Зачастую используя в своих комедиях уже известные сюжеты древнегреческих комедий, он ярко украшал их современными ему бытовыми деталями и грубоватым солдатским юмором.

Разумеется, его творчество не претендовало на внимание высшего света, но для массового зрителя комедии Плавта становились той необходимой отдушиной, без которой так трудно выжить в любом обществе.


Обращение к комедиям Плавта для понимания и возможно, воссоздания культурной атмосферы повседневного быта римлян, позволяет острее воспринять эстетику римского колорита, отражающего именно римскую культуру.

Плавт, несомненно, учитывал вполне конкретные обыденные ассоциации своих зрителей, в том числе он опирался на узнавание жизненных прототипов своих персонажей.

Понятно, что персонажи и ситуации «комедии плаща» были близки римской публике еще и потому поскольку именно в это время, римская действительность во многом уже соответствовала образу эллинистического мира.

Очень часто комедия как эстетическая категория весьма противоречива и выступает в противовес трагедии. Таким образом, комизм является результатом определенного противостояния.

Если отталкиваться от мнения видных философов Канта, Шопенгауэра, Гегеля, то легко прийти к выводу, в любом комическом противоречии присутствую два и изначально противоположных начала, причем то, что сначала выглядело положительным в итоге меняет знак на противоположный.

То, что комедия вызывает смех вполне понятно, только у этого смеха сильнейший положительный потенциал, он позволяет в значительной мере искоренять недостатки, окружающие зрителя и создавать новую систему отношений.

С целью создания смешных ситуаций тот же Плавт, а за ним и многое перенявший у него Вильям Шекспир, широко использовали всевозможные противоречия, подмены, путаницы. Причем в основе смеховой ситуации, как правило, лежало противоречие порядок – хаос.

В самой эстетике смеха заложены различные ситуации смущения, определенная доля бессмысленности, некоторая деструктивность. Но это лишь внешние проявления, в глубинной сущности эстетика смеха несет позитивный заряд и понуждает человека искать оптимальный выход.