Совет 1: Конфуцианство как национальная религия

Конфуцианство признано национальной религией Китая, хотя это, скорее всего, этико-политическое учение, поскольку такое понятие, как единый бог в этой религии отсутствует. Конфуцианство ставит человека в центр Вселенной, поэтому любое явление в нем рассматривается, прежде всего, с позиции нравственности.
Авторство духовного учения об усовершенствовании человека принадлежит древнекитайскому мудрецу Кун-цзы, или, в латинской транскрипции – Конфуцию, жившему в 551 – 479 г.г. до н. э. Этот период истории древнего Китая характеризуется крупными социальными и политическими потрясениями и кризисами: разрушением существовавших до этого патриархально–родовых норм, институтов власти и государства. Как это бывает в эпоху великих потрясений, нашлась личность, сумевшая сформулировать и донести до общества морально-этические и духовные нормы, которые нашли широкое распространение и помогли народу Китая сохранить нравственную целостность.

В своем учении Конфуций опирается на первобытные верования, в том числе, на культ умерших предков, на высшие божественные силы – небеса и природу, как пример и источник гармонии и принципов «золотой середины». Это учение – готовая программа духовного совершенствования человека, который является центром Вселенной и поэтому должен жить в ладу с окружающим его Космосом. Каждый человек, последователь этого учения, живет по законам природы, он является образцом нравственности и идеалом для подражания всего общества. Такому человеку органически присуще чувство гармонии, он имеет врожденный или приобретенный путем самосовершенствования органический дар существовать в естественном природном ритме.

Письменных трудов Конфуция не осталось, но в трактате «Лунь-юй», где записаны его беседы с учениками и последователями, учитель обозначает пять «постоянств», которых следует придерживаться как в государственном управлении, так и в семейной, бытовой жизни. К ним относятся: ритуал, гуманность, долг как справедливость, знание и доверие. Особая роль ритуала объясняется тем, что с его помощью можно адаптировать и вписать каждую личность, общество, государство в бесконечную иерархию живого космического сообщества, имеющего особенность постоянно изменяться, сохраняя, при этом, неизменными законы и принципы развития.

Основополагающие «постоянства» воспитывали в любом человеке – от правителя до обычного крестьянина чувство меры, обеспечивая сохранение в обществе незыблемых моральных , ценностей, не допускающих развития в человеке таких разрушающих качеств, как пресыщенность и потребительство. Жизнеспособность учения Конфуция, последователей которого в Китае немало и сегодня, подтверждается существующей устойчивостью китайского социума и государства к тем порокам, которые характеризуют европейское общество потребления.

Совет 2: Что такое даосизм

Даосизм - это китайское философско-религиозное течение, являющееся одним из главных «трех учений». Оно представляет собой альтернативу конфуцианству, с точки зрения философии, и буддизму, с точки зрения религии.

Впервые упоминание о даосизме, как целостном идейном формировании, появилось во II в. до н.э. Оно получило название «школа Пути и благодати» и состояло из основополагающих теорий трактата «Канон Пути и благодати». Сым Цян наиболее хорошо описал даосизм в Исторических записках (130 глава 1-й династийной истории Ши цзи). Впоследствии наименование учения «школа Пути и благодати» сократилось до «школы Пути» (дао цзя), которое сохранилось вплоть до наших дней. Расширенная классификация философских школ Лю Синя (начало нашей эры) также формирует представление о религиозном течении даосизм, как об одном из основных древнекитайских учений.

Примечательно, что и официальная, и классическая классификация конфуцианства и даосизма сопоставима по степени развития и длительности существования. Термин «дао» (путь), который лег в основу этого философско-религиозного течения, оказывается намного шире всей специфики даосизма. Его можно вполне сравнить с конфуцианским термином «жу». Многие путают даосизм с неоконфуцианством, что вполне объясняется наличием в данных философских учениях одних и тех же корней. Дело в том, что раннее конфуцианство вполне могло называться не иначе, как «учение дао» (дао шу, дао цзяо, дао сюэ). С другой стороны, приверженцы даосизма могли включаться в категорию жу. Эти взаимодействия двух течений послужили поводом к тому, что термин «адепт дао» применим и к даосам, и к конфуцианцам, и даже к буддистам.

И тем не менее... Даосский мистико-индивидуалистический натурализм имеет коренное отличие от этического социоцентризма других ведущих мировоззренческих систем древнего Китая. Период расцвета и формирования «ста школ» явился отправной точкой для исследований многих ученых. Он заставил их даже думать о периферийном происхождении даосизма (некоторые утверждали, что даосизм родом из Индии). Не обошлось здесь и без Брахмана и Логоса, которые якобы послужили своеобразным прообразом Дао. Такому взгляду противоречит точка зрения, которая говорит о даосизме, как ярком выражении самого китайского духа. Именно ее и придерживаются многие российские ученые во главе с ведущим исследователем даосизма Е.А. Торчиновым. Они склоняются к мнению, что даосизм - это наиболее развитая форма национальной религии.

Видео по теме
Источники:
  • Даосизм
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500