Краткая история


Многие уверены, что гейша – что-то сродни проститутки, хотя в Японии этим древним ремеслом занимались юдзё и дзёро. И те, и другие крутились в одном социальном пространстве и участвовали в одних и тех же мероприятиях, проводимых в позже названных «веселых кварталах», специально отведенных для проживания юдзё. Гейши же там не жили, их приглашали только в качестве «тамады». В переводе с японского, «гейша» - значит «человек искусства», они развлекали элитное общество песнями, танцами, игрой на инструментах и, что самое основное, беседами. Гейшу и юдзё можно отличить даже по внешнему виду: пояс у японской блудницы завязывается спереди и несложным узлом, чтобы было возможно снимать кимоно не один раз за день, а у гейши – сзади и так, что даже она сама без помощи не смогла бы его развязать. Им даже на уровне закона запрещалось оказывать такие услуги, хотя можно было иметь покровителя и даже иметь от него детей. Но вот выйти замуж они могли, правда, только покинув звание гейши.

В наше время


Гейши существуют и сейчас, однако, из-за популяризации западного общества, воспринимаются больше как отзвуки прошлого и дань традиции. Конечно, спустя четверть тысячелетия с начала своего образования (до этого роль «тамады» в японском обществе доставалась исключительно мужчинам), они претерпели некоторые изменения, но основную функцию сохранили – утонченно развлекать людей. Присутствие гейши на мероприятии, даже сейчас, придает особую значимость и показывает высокий уровень приема. Они занимают гостей интеллектуальной беседой, иногда даже флиртуя с ними, заставляя мужчин краснеть, и следят за тем, чтобы рядом с каждым высокопоставленным лицом не пустовало место.


В современной Японии гейш осталось мало – всего около тысячи, в то время как век назад их насчитывалось с десятки тысяч. Их исторической родиной считается Киото, бывшая столица Японии, где до сих пор сохранились шесть «веселых кварталов». Но, с переносом столицы в Токио, политики и чиновники, основной источник заработка гейш, уехали. На сегодняшний день в Киото осталось около сотни гейш, остальные переехали в новую столицу. Сейчас гейшами становятся по собственному выбору, в то время как раньше ими становились нищие, чьи семьи не могли их прокормить. Они ведут скромный образ жизни и стараются не показываться на глаза туристам. На фотографиях, сделанных туристами, присутствуют отнюдь не гейши, а майко, их ученицы, или вовсе переодетые актрисы. Высшую же ступень у них занимают ока-сан, своего рода элита. Они присутствуют на правительственных приемах в чайных домах, должны владеть иностранными языками и быть знакомыми с современной литературой и искусством. Помимо этого ока-сан возглавляют школу гейш в Киото, единственную в своем роде.

Загадочные, притягивающие, в разноцветных кимоно, на деревянных сандалиях, благодаря которым они так изящно ходят мелкими шажками, со сложной прической, неестественно выбеленным лицом, яркими губами и подведенными глазами, гейши как будто носят маску. Неудивительно, что она до сих пор так притягивает туристов – эта таинственная, ставшая неотъемлемой частью японской культуры, но к несчастью вымирающая профессия – гейша.