Совет 1: Какие японские слова вошли в русский лексикон

Главным проводником японских слов и понятий в русский язык безусловно стал кинематограф. Второе место по распространению, пожалуй, занимает японская кухня, и, вслед за ними, японское искусство.
Русский язык, как и многие языки мира, чрезвычайно пластичен и гостеприимен. Он чутко реагирует на меняющееся время, на новые увлечения людей. Каждая эпоха, когда Россия свободно распахивала себя миру, вносила в лексикон русского языка инородные слова, которые легко приживались и распространялись, словно вирусная инфекция – воздушно-капельным путем. Поэтому даже удивительно, что из японского языка и японской культуры в русский язык устойчиво проникло не более двадцати слов. Возможно это из-за того, что японские слова, в отличие от немецких, французских или греческих не так легко трансформируются, вживаются, русифицируются.

Слова, привнесенные на мече самурая

Благодаря американского кинематографу, особенно 70-х годов прошлого столетия, мир буквально заболел искусством боя – каратэ. Появление на экране неимоверно техничного Брюса Ли, покорило сердца не только многих мужчин, но и женщин. Кинематограф, таким образом, привнес в русский лексикон множество воинственных слов: ниндзя, камикадзе, харакири, банзай, самурай, каратэ, тхэквондо, цунами. Пожалуй, сейчас уже не осталось ребенка, который бы в раннем детстве не играл бы в черепашек-ниндзя и не пытался держать в руках меч самурая катану.

Когда дети-мальчики вырастают любовь к японским красивым словам, услышанным ими в кино, у некоторых из них остается. Жаль только, что суть этих слов не всегда им ясна. Поэтому иногда на улицах российских городов можно увидеть заведения со странными названиями: «Харакири» - круглосуточная доставка суши и роллов, или салон красоты «Гейша». Согласитесь, название, говорящее об искусстве вспарывания живота – ритуального самоубийства самураев – может несколько насторожить чуть более сведущих посетителей. Как и салон красоты, который таким образом, опять же благодаря кинематографу, напоминает скорее о некой фривольности нравов, чем об высокообразованных женщинах, развлекающих мужчин пением, танцами и интеллектуальными беседами на абсолютно любые темы.

Слова мира и гармонии

Вслед за кинематографом в российскую культуру проникли искусства традиционной японской кухни и украшения дома. А вместе с ними такие мирные слова как: кимоно – традиционная японская одежда, а в настоящее время еще и определенный крой рукава одежды; оригами – древнее искусство складывания фигурок из рисовой бумаги для украшения дома; икебана – традиционное японское искусство аранжировки и составления композиций из цветов; сакура - японская вишня; танка и хайку – жанры лирической поэзии, которыми зачастую увлекаются начинающие поэты; аниме – персонажи мультипликационных лент, рассчитанных на подростковую и взрослую аудиторию; васаби – острая приправа к блюдам, тэмпура – блюдо из морепродуктов, рыбы и овощей, приготовленных в кляре; фугу – опасный и изумительно вкусный рыбный деликатес, сакэ – японская водка.

Многим заимствованным словам мы обязаны таким сенсеям – учителям, - как Куросава-сан (сан – уважительная приставка к имени), Киану Ривз-сан, Марлону Брандо-сан, Мураками-сан, Чхартишвили-сан и другим уважаемым деятелям культуры и искусства, сумевших увлечь нас странным и таинственным флером японской романтики и кодекса чести.

Совет 2: Какие слова из старославянского языка дожили до наших дней

В русском языке есть старославянские слова, которые прочно укрепились в сознании носителей языка. Взаимосвязь старославянского и древнерусского языка привели к распространению старославянизмов. С принятием христианства на Руси старославянский язык стал частью русского лексикона.

Какие слова из старославянского языка дожили до наших дней

В современном русском языке старославянизмы воспринимаются носителем языка как слова, входящие в активный лексический запас. Это исконно русские слова, которые используются в повседневной речи. Практически все из них претерпели ряд фонетических и словообразовательных изменений. По каким признакам можно понять, что слово является старославянизмом?

Фонетические признаки старославянизмов

Одним из главных признаков считается наличие в слове неполногласных сочетаний типа «–ра-», «-ла-», «-ре-», «-ле-» между согласными. Например: «враг», «сладкий», «млечный», «влеку» и т.д. Также часто встречаются слова с полногласными сочетаниями «-оро-», «-оло-», «-ере-». Например: «город», «молодой», «через», «золото», «ворота», «коротко» и др. У таких слов есть устаревший вариант, который использовался в церковном языке. Если в начале слова есть сочетания «-ра-», «-ла-», то это старославянизм. Например: «равный», «ладья», «радость», «расти» и др.

Сохранились старославянские слова, в которых «жд» и «щ» противопоставлены буквам «ж» и «ч». Например: «прежде - опережать», «вождь - вожатый», «освещать - свеча» и др. В некоторых словах начальная буква «е» противопоставляется букве «о» или буква «а» противопоставляется букве «я». Например: «един - один», «еленъ - олень», «аз - яз», «агнец - ягнёнок».

Словообразовательные признаки старославянизмов

К словообразовательным признакам старославянизмов относятся приставки «-воз-», «-из-», «-низ-», которые соответствуют русским приставкам «-за-», «-вы-», «с». Например: «возгордиться - загородиться», «низвергнуть - свергнуть», «иссушить - высушить», «возвратить», «чрезмерный» и т.д. Часто встречающиеся в русском языке суффиксы «-ащ-», «-ящ-», «-ущ-», «- ющ-», «-ын-», «-тв-», «-знь-», «-ствие-», «-чий-» - это также признак старославянизма. Например: «знающий», «кричащий», «твердыня», «лисицын», «жатва», «боязнь», «кормчий», «зодчий», «странствие» и др. В первой части сложных старославянских слов используются основы «добро», «зло», «благо», «велико», «суе». Например: «благотворитель», «доброкачественный», «злословие», «великодушный», «суеверие», «суета», «честолюбие» и т.д.

Небольшая группа старославянизмов имеет помету «-офиц-» или «-книж-» и употребляется только в текстах официально-делового характера. Основная часть старославянизмов вошла в активный словарный запас русского языка.
Видео по теме
Источники:
  • Образовательный портал "Слово"
  • Словарь старославянских слов

Совет 3: Как овладеть элементарной грамотностью

Существует целый ряд способов овладения грамотностью. В их число входят работа со словарями, заучивание основных правил русского языка, которые, в общем-то, содержатся и в школьных учебниках, написание диктантов, чтение художественных произведений и др. Очень полезно будет использовать несколько способов. И главное здесь – систематичность и целеустремленность.

Работа со словарями

В домашней библиотеке необходимо иметь хотя бы один толковый и орфографический словари. Наиболее популярными и полезными являются толковые словари под редакцией Ушакова и Ожегова. Ежедневно нужно просматривать и запоминать написание и значение не менее пяти-шести слов. Следует обращать особое внимание на постановку ударения. Это позволит не только безошибочно записывать новые слова, но и правильно произносить их, а также значительно расширит словарный запас. Даже если вы считаете, что у вас достаточно богатый лексикон, всегда найдутся интересные и незнакомые слова, так как язык постоянно развивается, пополняется новой лексикой, какие-то слова становятся архаичными, уходят из повседневной речи, употребляясь лишь в художественной литературе.

Правила русского языка

Не лишним будет и вспомнить изученные в школе правила русского языка. Их достаточно много. Наличие такого множества правил связано прежде всего с языковыми реформами, со становлением языка на фундаменте существовавших ранее диалектов. Эти явления и породили исключения из этих правил, которые также не стоит упускать из виду. Тем более, что почти к каждому правилу есть исключение. В этом отношении русский язык довольно сложен в изучении для иностранцев.

Домашние диктанты

Ежедневное записывание под диктовку текстов через определенное время, несомненно, даст свои результаты. Это проверенный годами метод запоминания написания незнакомых доселе слов, постановки знаков препинания, построения предложений. Он используется испокон веков. Однако наибольших успехов в этом достигают те, у кого более развита память, связанная с моторикой и звуковым восприятием. Здесь большую роль играет систематичность. По полчаса занятий в день вполне достаточно, чтобы уже через пару месяцев начать писать более грамотно.

Чтение литературы

Не менее полезным в данном деле будет и чтение художественной литературы. Предпочтительной является классика, так как именно там перед вами откроется вся красота и великолепие русского языка. Всевозможные метафоры, аллегории и другие художественные приемы, используемые авторами, делают язык особенным и неповторимым. Где еще можно встретить такое обилие лексики! Именно в литературе встречаются все возможные способы построения предложений, влияние эмоций на постановку знаков препинания. При этом чтение должно стать хорошей привычкой.
Видео по теме

Совет 4: Зачем нужны безударные гласные

Русский язык как предмет школьного образования является важнейшим фактором развития умственных способностей ребенка, его речи, нравственных качеств и в целом личности человека. Безударные гласные – одни из самых сложных орфограмм для учеников, несмотря на кажущуюся легкость правила.

Из школьной программы известно, что проверить безударную гласную можно путем подбора однокоренного слова с ударением на эту гласную. Эта работа по узнаванию места ударения, распознаванию безударной гласной, а также поиску близких по значению слов для осуществления проверки этих гласных помогает ученику усвоить представления о единообразном написании общей части родственных слов. Так дети учатся находить единую часть в гнезде однокоренных слов, обращая внимание на одинаковое написание гласных в корне слова, начинают осознанно понимать признаки родства и могут предупредить ложные аналогии, основанные в корне на звуковом сходстве, закрепляют навык понимания частей речи, обогащают свой словарный запас.

Изучая безударные гласные, школьники учатся навыку морфемного анализа, поиску опорных форм, осуществляемых при знакомстве с частями речи и составом слова. Здесь добавляется умение находить корень слова, проверочные слова путем подбора однокоренных слов и среди них выбирать слова с ударной гласной в корне.

При проверке безударной гласной у учеников углубляется представление о знакомых словах, их значении и составе. Достичь этого можно путем включения в лексикон детей слов с новыми суффиксами (вместо уже изученных суффиксов ов-, ев-, од-, появляются ость-, есть-, чив-). Их графический образ постепенно откладывается в памяти учащегося и в последующем может послужить как дополнительный признак для понимания частей речи и лучшего усвоения правописания безударных гласных. Так ученики лучше могут находить в новых словах знакомый им корень и, таким образом, смогут запомнить способы изменения морфемного строения слова.

Уроки русского языка в целом помогают осуществлять интеллектуальное развитие детей, повышать их внимание и выводить школьников на новый уровень мышления.

Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500