Совет 1: Что такое объективный идеализм

Идеализм – одно из направлений в развитии философской мысли. Это течение изначально не было однородным. В ходе становления философских воззрений оформились две независимых ветви – субъективный и объективный идеализм. Первый ставил во главу угла человеческие ощущения, объявляя их источником действительности. А представители объективного идеализма считали первоосновой всего божественное начало, дух или мировое сознание.

Зарождение объективного идеализма

Представители разных школ объективного идеализма указывали на различные причины возникновения и развития действительности. Религиозные философы ставили в центр мира Бога или божественное начало. Другие мыслители назвали первопричиной всего мировую волю. Немецкий философ Гегель, наиболее последовательно и полно разработавший свою теорию идеализма, считал, что первооснова действительности – абсолютный дух.

Начало объективному идеализму было положено греческими философами Пифагором и Платоном. Они и их прямые последователи не отрицали существования материального мира, но полагали, что он подчиняется принципам и законам мира идеального. Материальная, предметная действительность объявлялась отражением процессов, которые происходили во всеобъемлющем царстве идеального. Все многообразие вещей порождено идеальным началом, считал Платон. Предметы и телесные формы преходящи, они возникают и гибнут. Неизменной остается только идея, вечная и неизменная.

Представлен объективный идеализм и в религиозно-философских воззрениях древних индийцев. Восточные философы считали материю лишь покрывалом, под которым спрятано божественное первоначало. Эти взгляды в яркой и образной форме нашли отражение в религиозных книгах индийцев, в частности в «Упанишадах».

Дальнейшее развитие объективного идеализма

Значительно позже концепции объективного идеализма разрабатывали европейские философы Лейбниц, Шеллинг и Гегель. В частности, Шеллинг в своих работах уже опирался на данные естественных наук, рассматривая происходящие в мире процессы в динамике. Но, будучи приверженцем объективного идеализма, философ стремился одухотворять всю материю.

Великий немецкий философ Гегель внес наиболее весомый вклад не только в развитие идеализма, но и в становление диалектического метода. Гегель признавал, что абсолютный дух, который философ поставил на место Бога, первичен по отношению к материи. Материи мыслитель отводил второстепенную роль, подчиняя ее идеальным формам бытия.

Наиболее ярко позиция объективного идеализма отразилась в трудах Гегеля «Философия природы» и «Наука логики». Абсолютный дух мыслитель наделяет всеми атрибутами божественного начала, придавая ему также свойство бесконечного развития. Описывая законы развития духа, Гегель опирался на понятие противоречия, которое в его концепции принимало вид движущей силы развития идеального первоначала.

Совет 2: Философия Гегеля

Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель – один из тех мыслителей, чье учение не будет полностью опровергнуто никогда. Его можно развивать, уточнять, но элементы его всегда будут одной из основ философии.
Г.В.Ф.Гегель родился в 1770 году в семье высокопоставленного чиновника, окончил Тюбингенский теологический институт. Свою деятельность он начинал как домашний учитель, но отцовское наследство позволило ему отказаться от преподавания. В разные годы Гегель, параллельно создавая философские труды, был приват-доцентом Йенского университета, редактором газеты, ректором классической гимназии, профессором философии в Гейдельбергском, а затем в Берлинском университете, с 1818 года возглавлял кафедру философии в том же университете, а в 1831 году был назначен его ректором. В ноябре того же года философ скончался, предположительно от холеры, эпидемия этой болезни бушевала тогда в Берлине.

Абсолютная идея

Один из краеугольных камней философии Гегеля – понятие Абсолютной идеи, Мирового духа. Это деятельное начало, являющееся причиной возникновения мира материального и духовного. Ее деятельность – мышление, ее цель – самопознание, состоящее из трех этапов.

На первом этапе Абсолютная идея выступает в качестве чистой мысли и проявляет себя в системе логических категорий. На втором этапе происходит самоотчуждение Абсолютной идеи в Природе, которая становится внешним выражением логических категорий. На третьем этапе Абсолютная идея развивается «в духе» (мышлении и истории), постигая себя в человеческой деятельности и сознании. Так она возвращается к себе самой.

Этот процесс развития и самопознания Абсолютной идеи мыслится как замкнутый круг.

Разным этапам развития Абсолютной идеи соответствуют две философии - «философия природы» и «философия духа». Дух у Гегеля предстает как субъективный (область действия антропологии и психологии), объективной (мораль, право, семья, общество и государство, история) и абсолютный (религия, философия, искусство).

Таким образом, Гегель является объективным идеалистом.

Диалектика

Одна из главных заслуг Гегеля перед мировой философией – это законы диалектики.

Понятие диалектики существовало и до Гегеля. Оно трактовалось как искусство вести дискуссию, учение об изменчивости бытия, способ разрушения иллюзий разума и т.д. Диалектика Гегеля – это система, ставшая универсальным философским методом, «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость».

Любое развитие (даже те его виды, которые не были очевидны в эпоху Гегеля) определяется тремя универсальными законами. Первый из этих законов – «отрицание отрицания»: старое должно быть преодолено (отрицание), но преемственность в развитии сохраняется, поэтому происходит возвращение к старому, но в новом качестве, «на новом витке». Такое явление можно наблюдать в любом развитии. Например, в начале 20 века в академической музыке происходит разрушение мелодии (отрицание). В последние десятилетия мелодическое начало возвращается в академическую музыку, но мелодии стали другими, в них уже не ставится во главу угла красота и эмоциональность (отрицание отрицания).

Второй закон диалектики – «превращение количественных изменений в качественные и качественных в количественные». Например, накопление изменений в генотипе организмов (количественное изменение) приводит к появлению нового биологического вида (качественное изменение), накопление психических новообразований – к переходу на новый возрастной этап (ребенок становится подростком, подросток – юношей).

Третий закон – «единство и борьба противоположностей». Примеры такой «борьбы» тоже можно наблюдать в любом типе развития. Например, вся истории оперного жанра – это «единство и борьба» принципов сквозного развития и номерной структуры, атом существует благодаря «единству и борьбе» положительного заряда ядра и отрицательного заряда электронов, нервная деятельность – это «единство и борьба» процессов возбуждения и торможения.

Пожалуй, идеальным выражением диалектики Гегеля (в частности, последнего закона) стал тот факт, что его философия, будучи объективно-идеалистической по своей природе, была взята на вооружение основателями и приверженцами материалистических философских направлений – в частности, марксистами.
Видео по теме
Источники:
  • Гегель и его философия

Совет 3: Как определяется философская позиция Платона?

Платон является родоначальником объективного идеализма. Его философия – это мир, собравший общие закономерности и определяющийся как мир идей. Главенствующей из них является идея о высшем благе, начале всех начал, которое основано на мудрых законах и принципах.

Учение об идеях

Объектом исследования для Платона является реальность, осознаваемая как противоположность чувственно воспринимаемому миру. Он называет ее эйдосом, то есть идеей или видом. Познать ее человек способен лишь посредством ума, который для Платона становится единственно изначальным и бессмертным в людях. А все материальное предстает в воплощении идеального проекта. Платоновской идеей можно назвать само объективное бытие или образ бытия.

По А.Ф. Лосеву идея есть видимая умом сущность вещи. При этом идея несет в себе смысловую энергию бытия и становится чем-то большим, чем теоретическое описание вещи. Исследователи многие годы старались уловить смысл и значение платоновских идей, со временем выделились четыре основных истолкования:
- абстрактно-метафизическое (Целлер): идеи как гипостазированные понятия;
- феноменологическое (Фуйе, Стюарт): идеи как наглядно данные художественные объекты;
- трансцендентальное (Наторп): идеи есть логические методы;
- диалектико-мифологическое (Наторп позднейшего периода, Лосев в ранних работах): идеи являются скульптурно-смысловые изваяниями, насыщенными магическими энергиями, или попросту боги (в известном аспекте).

Эти истолкования были сформулированы в 1930 году. Поэтому фактически анализ идей Платона по сей день остается интересным для философии. Он может явить исследователю массу эстетический суждений, проанализировать и объяснить их не представляется возможным без четко сформулированных ориентиров, основанных на логической ясности.

Идеальное государство

Продолжая следовать своей концепции идей, Платон первым в философии пытается дать пояснения вечному спору индивидуальной добродетели и общественной справедливости. Его учение, посвященное данной проблематике, получает название «идеальное государство».

Во время кризиса афинской демократии философу удается найти свои причины надлома в устройстве государственного механизма. Он определяет три основных добродетели: мудрость, мужество и умеренность. Этим добродетелям, по мнению мыслителя, нужно быть выстроенными в иерархическом порядке, чтобы при достижении справедливости в идеальном государстве царило благо. При этом государственная власть должна быть сосредоточена в руках философов, а военное сословие должно обеспечить внутреннюю безопасность государства. Крестьянам и ремесленникам нужно отвечать за производство материальной продукции. Такому построению общества могут помешать четыре вида организации государственной власти: тимократия, олигархия, демократия, тирания. Основным посылом в поведении людей при этих формах организации власти материальные потребности. Поэтому они не могут способствовать созданию идеальной формы власти.
Источники:
  • История античной эстетики, Лосев А.Ф., том II. – М.: "Искусство", 1969.
  • Краткий очерк истории философии // Под ред. Иовчука М.Т., Йозернана Т.И. –Мысль:1971.

Совет 4: Каковы основные формы идеализма

Философию нередко принимают на абстрактную науку, совершенно оторванную от реальности. Не последнюю роль в такой оценке сыграли разные формы философского идеализма, которые до сих пор имеют вес в научной среде. За многовековую историю развития науки было создано множество идеалистических концепций мироустройства, но все они могут быть отнесены к двум основным направлениям.
Инструкция
1
Понятие «идеализм» служит общим обозначением для целого ряда учений, существовавших в философии с древних времен. За этим термином скрывается мысль о том, что дух, сознание и мышление являются первичными по отношению к природным объектам и материи в целом. В этом смысле идеализм всегда противостоял материалистическим концепциям мироустройства, которые стояли на противоположных позициях.
2
Философский идеализм никогда не был единым течением. В этом лагере до сих пор существуют два фундаментальных направления, называемые соответственно объективным и субъективным идеализмом. Первая форма идеализма признает наличие всепроникающего нематериального первоначала, которое существует вне зависимости от человеческого сознания. Для второй формы характерно утверждение, что объективная реальность существует только в рамках индивидуального сознания.
3
Исторически объективному идеализму предшествовали религиозные образы, распространенные в древней культуре самых разных народов. Но законченную форму это направление получило только в сочинениях древнегреческого философа Платона. В более позднее время самыми последовательными выразителями подобных идеалистических воззрений стали Лейбниц и Гегель. Субъективный идеализм сформировался несколько позже объективного. Его положения нашли отражение в работах английских философов Беркли и Юма.
4
В истории философии известно несколько различных вариаций двух указанных течений в идеализме. Мыслители по-разному трактовали положения, относящиеся к первоначалу. Одни понимали под ним некий «мировой разум» или «мировую волю». Другие считали, что в основе мироздания лежит единая и неделимая абстрактная субстанция или непостижимое логическое начало. Одной из крайних форм субъективного идеализма считается солипсизм, который утверждает, что единственной реальностью может считаться только индивидуальное сознание.
5
Описанные основные формы идеализма имеют общие корни. К ним относятся одушевление всего живого, которое было свойственно человеку с незапамятных времен. Другой источник идеалистических воззрений кроется в самом характере мышления, которое на определенном этапе развития приобретает способность к созданию абстракций, не имеющих соответствующих аналогов в материальном мире.
6
Соперничая друг с другом, представители объективного и субъективного идеализма забывают о разногласиях, когда необходимо дать отпор материалистическим концепциям. Для подтверждения идеалистических воззрений их приверженцы активно используют не только весь арсенал накопленных в философии и логике способов доказательства и методов убеждения. В ход идут и данные фундаментальной науки, некоторые положения которой пока что не могут найти обоснования с позиций материализма.

Совет 5: Какие существуют основные понятия философии

Философия - общая теория всего мира, теория о месте человека в мире. Наука философия образовалась примерно 2500 лет назад в восточных странах. Более развитые формы эта наука приобрела в Древней Греции.
Философия пыталась включить в себя абсолютно все знания, поскольку отдельные науки не могут дать целую картину мира. Главный вопрос философии – что есть мир? Этот вопрос раскрывается двумя направлениями: философским идеализмом Платона и философским материализмом Демокрита. Философия пыталась понять и объяснить не только мир, который окружает человека, но и непосредственно человека. Наука философия стремится по максимуму обобщить результаты процесса познания. Она исследует мир в качестве целого, а не мир в целом.

Слово «философия» в греческом языке означает любовь к мудрости. Древний ученый Пифагор считал, что философия является мудростью, и человек тянется к ней, любит ее. Но это понятие не раскрывает содержание.

Выходя за пределы термина, философия – это сложная, многообразная форма духовности человека. Ее рассматривают в различных аспектах. Философия, имеющая дело с конкретными знаниями человечества о мире, помогает познать мир людям. В некоторых случаях философия выступает в качестве религии.

Главным вопросом философии считается вопрос об отношении бытия и мышления, субъективного и объективного, природы и духа, физического и психического, идеального и материального, сознания и материи и т.д. У главного вопроса философии есть две стороны: что первично, а что вторично; познаваемый мир, или способно ли человеческое мышление познать мир в таком виде, в котором он видится в его сознании, или как соотносятся мысли об окружающем человека мире с этим миром.

Относительно первой стороны выделялось два ключевых направления – материализм и идеализм. Согласно идее материализма, первичной основой сознания является материя, а сознание вторично от материи. Идеалисты утверждают обратное. Идеализм также подразделяется на объективный идеализм (дух, сознание существовали ранее, отдельно от человека – Гегель, Платон) и субъективный идеализм (основа – индивидуальное человеческое сознание – Мах, Беркли, Авенариус). Между субъективным и объективным идеализмом относительно первого направления ключевого вопроса философии есть общее, которое состоит в том, что за основу они принимают идею.

Ко второй стороне философы древности относились тоже неоднозначно. Субъективный идеализм базировался на основном положении: мир не полностью познаваем, ощущение – единственный источник познания. По мнению Гегеля, познаваемыми являются мысль человека, его мышление, дух и абсолютная идея. Фейербах утверждал, что процесс познания начинается именно с ощущений, но ощущения представляют окружающую действительность не полностью и дальше процесс познания происходит через восприятие.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500