Социальность человека не меняется на протяжении жизни. Меняются только формы его взаимодействия с общественностью и социумом, а также мера соответствия его ожиданиям и требованиям. Так, социализация ребенка состоит не в повышении меры его социальности, а в том, что меняются формы его взаимодействия с окружающим социумом и механизмы осуществления этого взаимодействия. Даже внутриутробное развитие ребенка происходит не только с биологическими взаимодействиями, но и с социальными формами взаимодействия с его матерью.
Младенец, появившись на свет, нуждается в непрерывной заботе взрослых. Это и опека, и вскармливание, и уход за ними.

Так, ребенок рождается и уже является социальным существом. При этом социальность – это способность индивида вступать с другими людьми во взаимодействие, влиять на них, менять себя и свое поведение в качестве ответа на их действия в направлении, которое соответствует их ожиданиям, то есть проявлять качество адаптации в социуме.


Социальное и общественное становление и развитие личности называют социализацией. То есть, социализация – это процесс полной интеграции определенной личности в социальную систему посредством адаптации или приспособления к последней. Поэтому понятия социализация и адаптация здесь связаны неразрывно.

Что порождает адаптацию в качестве формы, составляющей или механизма процесса социализации? В чем причина адаптации? Согласно биологии, целью адаптации считается полезность различного приспособления для размножения и выживания. Адаптивные изменения при этом следуют за изменениями условий экологии и представляют собой усовершенствования прогресса. Остальные изменения, которые носят случайный характер, либо не способствуют размножению и выживанию, генетически воспроизводятся у дальнейших поколений.

Смысл адаптации с точки зрения психологии, либо ее полезность для субъекта социализации состоит в избавлении от чувства одиночества, страха или уменьшение сроков социального обучения, когда, основываясь на опыте общественности, человек освобождается от необходимости совершать пробы и ошибаться, выбирая сразу оптимальную программу поведения.

У разных людей разные скорость и успешность адаптации. В таких случаях говорят о степени дезадаптированности или социальной адаптированности индивида.

К социальным факторам, которые определяют успешность адаптации, относятся:

1. однородность группы;
2. компетентность и значимость ее членов;
3. численность группы;
4. положение в обществе;
5. единообразие и жесткость предъявляемых требований;
6. характер деятельности членов группы.
7. субъективные или личностные факторы:
8. уровень компетентности человека;
9. самооценка личности;
10.степень идентификации себя с группой или другой общностью и соотнесение себя с ней;
11. уровень тревожности;
12. возраст, пол и другие типологические особенности.