Появление термина «социальная педагогика» связано с именем немецким педагогом А. Дистервегом. Зарождение социальной педагогики в России относят к концу XIX века, однако определенное развитие данная наука получила лишь начале прошлого века в виде попытки реализации идеи о связи школьного учреждения и социальной среды.

В зарубежных странах активное изучение различных аспектов социальной педагогики началось в Германии в 50-60-ые гг ХХ века, в это же время начинает формироваться профессиональная деятельность специалистов в области социального образования и воспитания



Впрочем, Германию вряд ли можно называть первооткрывательницей данного знания, ведь гораздо ранее в Европе и США развивается вид деятельности, который назывался «социальной работой». До сих пор в деятельности социального педагога и социального работника можно обнаружить большое количество общих признаков, поэтому для регулирования обеих профессиональных сфер используется единый стандарт, в котором названия вышеуказанных профессий употребляют как синонимы и пишутся часто через дефис.

Социальная работа



Специалисты-социологи на профессиональной основе выполняют воспитательную, информационную, консультативную функции, оказывают поддержку, организуя защиту и представление интересов клиентов, именно малообеспеченных граждан, тех, кто не может позаботиться о себе самостоятельно в силу физиологических, психических отклонений или жизненных условий.

Принципиальным отличием социального педагога от прочих социальных работников является то обстоятельство, что несовершеннолетние граждане выступают в качестве традиционных объектов попечения, которым оказывается помощь в воспитании и образовании.

Этапы развития



Все историческое развитие социальной педагогики можно представить в три этапа.

Первый этап, который носит название «эмпирический», связан с определением практических элементов по воспитанию и формированию различных социально – педагогических идей. Этот период связан с наблюдением и описанием поведения детей, находящихся в разных социокультурных группах.

Второй этап – научно-эмпирический. Это этап формирования идей и научных концепций, подведения фактической платформы под умозаключения, сделанные на основе наблюдения. Именно на втором этапе, которому условно отводят вторую половину ХХ века, формируется социальная педагогика как научная дисциплина.

На третьем этапе, который носит название «теоретический», наука развивается, составляя базу для собственного практического применения. Сегодня социальная педагогика может быть представлена как наука, которая может позволить получить ответы вопросы, что именно может произойти в настоящее время или в будущем в жизни людей разных возрастных категорий при наличии различных обстоятельств, каким образом могут быть созданы наиболее благоприятные условия для эффективной социализации индивида, каким способом, возможно, снизить влияния обстоятельств, имеющих неблагоприятную основу, которые могут возникать с индивидами в процессе социализации.