Автоматическая коробка переключения передач (АКПП) предназначена для изменения частоты вращения трансмиссионного вала в зависимости от текущих условий движения автомобиля без непосредственного участия водителя. В современных автомобилях применяются в основном гидромеханические АКПП. Основными конструктивными узлами АКПП являются гидротрансформатор, планетарный редуктор, фрикционная муфта и муфта обгона. Координация работы АКПП осуществляется с помощью электрогидравлического блока управления.

Гидротрансформатор



Гидротрансформатор в составе АКПП выполняет функции муфты сцепления в механических коробках передач, обеспечивая передачу крутящего момента во время страгивания автомобиля. Конструктивно гидротрансформатор состоит из трех лопаточных колес – одного неподвижного (статора) и двух вращающихся. Первое вращающееся колесо (насос) закреплено на маховике коленчатого вала и передает крутящий момент от двигателя. Поток гидравлической жидкости направляется насосным колесом на статор, после чего заставляет вращаться второе колесо (турбину), передающее крутящей момент на трансмиссионный вал.


Планетарный редуктор



Планетарная передача в конструкции АКПП служит для передачи крутящего момента и изменения его значения в зависимости от условий движения. Планетарный редуктор отличается от других типов более компактными размерами, а также отсутствием рывков во время переключения передач.

Планетарная передача автоматической коробки состоит из солнечной шестерни, сателлитов, водила и эпицикла. Крутящий момент передается от солнечной шестерни на сателлиты, перемещающиеся по внутренним зубьям эпицикла. Далее передача момента осуществляется на корпус сателлитов (водило), связанный с выводным валом редуктора. Переключение передач осуществляется с помощью блокировки отдельных элементов планетарного редуктора.

Фрикционные муфты



Фрикционная муфта предназначена для создания гидравлического управляющего воздействия на элементы планетарного редуктора, блокируя их в зависимости от требуемой частоты вращения трансмиссионного вала. Муфта состоит из барабана и внутреннего хаба, в пространстве между которыми расположен пакет фрикционных дисков, перемещение которых осуществляется в зависимости от положения гидравлического поршня.

Муфта обгона



Обгонная муфта обеспечивает передачу крутящего момента в нужном направлении и не дает валу проворачиваться в обратную сторону. Конструктивно она состоит из внешнего диска, внешнего диска и роликов. При возрастании центробежной силы ролики прижимаются к периферийной поверхности внешнего диска, обеспечивая механическую передачу крутящего момента.