Инструкция
1
Более двух с половиной тысячелетий назад зародилось мышление, противоречащее взглядам традиционной мифологии. Родиной философии принято считать Грецию, но новые формы мировоззрения возникали в Индии, Китае, Древнем Риме и Египте.
2
Первые мудрецы появились в Древней Элладе еще до наступления новой эры. Философия как наука начинается с имени Сократа. Парменид и Гераклит относятся к древнегреческим досократовским мыслителям, которых интересовали законы существования жизни.
3
Гераклит создал философские учения о государстве и нравах, душе и богах, законе и противоположностях. Считается, что известная многим фраза «Все течет, все меняется» принадлежит именно ему. В достоверных источниках остались очень короткие сведения о жизни мудреца: Гераклит ушел от людей в горы, так как возненавидел их, и жил там в одиночестве, поэтому учеников и «слушателей» у него не было. К сочинениям древнегреческого философа обращались последующие поколения мыслителей, к числу которых следует отнести Сократа, Аристотеля, Платона.
4
О древнегреческом философе Сократе и его учении рассказывают сочинения Платона и Ксенофонта, так как сам мудрец не оставил никаких трудов. Выступавший с проповедями на площадях и улицах Афин Сократ стремился воспитывать молодое поколение и выступал против главных интеллектуалов того времени - софистов. По обвинению в развращении молодежи в отличном от общепринятого духе, в введении новых греческих божеств философ был казнен (принудительно принял яд).
5
Сократа не удовлетворяла древняя натурфилософия, поэтому объектами его наблюдений стали человеческое сознание и мышление. Наивное почитание людьми большого количества богов Сократ заменил учением, согласно которому окружающая жизнь движется к заранее установленной цели под управлением сил, целесообразно ее направляющих (подобную философию о промысле и провидении называют телеологией). Для философа не существовало противоречия между поведением и разумом.
6
Сократ – воспитатель многих будущих основателей философских школ. Он выступал с критикой любых форм правления государством, если они попирали законы справедливости.
7
Ученик Сократа Платон считал вещи подобием и отражением идей, через любовь к которым совершается духовное восхождение. Он был убежден в необходимости воспитания людей, обращал внимание на происхождение государства и права.
8
По мнению Платона, идеальное государство должно существовать на иерархии трех входящих в него сословий: мудрых правителей, воинов и чиновников, ремесленников и крестьян. Справедливость в душе человека и в государстве наступает в случае согласного сосуществования главных начал души (вожделения, пыла и рассудительности) с человеческими добродетелями (здравомыслием, мужеством и мудростью).
9
В философских размышлениях Платон подробно говорил о воспитании человека с младенческого возраста, детально продумал систему наказаний, отрицая любую личную инициативу, противоречащую закону.
10
Взгляды на учение этого древнегреческого философа менялись с течением времени. В античности Платона называли «божественным учителем», в Средние века – предшественником мировоззрения христианства, эпоха Возрождения видела в нем политического утописта и проповедника идеальной любви.
11
Аристотель, ученый и философ, был основателем древнегреческого Ликея, воспитателем знаменитого Александра Македонского. Прожив в Афинах двадцать лет, Аристотель стал слушателем лекций известного мудреца Платона, старательно изучал его труды. Несмотря на расхождение взглядов, вызывающих споры между учителем и учеником в дальнейшем, Аристотель уважительно относился к Платону.
12
Философ отличался малым ростом, был картав и близорук, с язвительной улыбкой на устах. Холодность и насмешливость, остроумная и нередко саркастическая речь Аристотеля давали повод иметь немало недоброжелателей среди греков, его не любили. Но остались сочинения, свидетельствующие о человеке, который искренне любил правду, точно понимал окружающую его действительность, неутомимо стремился собирать и трезво систематизировать фактический материал. В лице Аристотеля греческая философия изменилась: на место идеальной восторженности пришла зрелая рассудительность.
13
Философская мысль Средневековья, в основном, представляла из себя изложение и толкование существовавших вероучений. Средневековые философы старались выяснить соотношение в жизни Бога и человека. Причем в этот исторический период господствующим правом пользовался разум веры – инакомыслящие люди представали перед судом инквизиции. Ярким примером служит итальянский монах, ученый и философ Джордано Бруно.
14
В XV-XVI вв. (эпоху Возрождения) центром внимания мыслителей был человек-творец мира. Важное место в этот период занимало искусство. Великие люди эпохи (Данте, Шекспир, Монтень, Микеланджело, Леонардо да Винчи) своим творчеством провозглашали гуманистические взгляды, а мыслители Кампанелла, Макиавелли, Мор в своих проектах идеального государства ориентировались на новый общественный класс – буржуазию.
15
В Новое время главное назначение философии – служить науке, способной улучшить жизнь человека. Известных мыслителей интересовали главные методы познания человеком окружающего мира. Философия служила опорой естественных наук (примером могут служить труды Декарта и Бэкона).
16
Германия – родина многих философов: Канта, Гегеля, Фейербаха и многих других. Именно там в середине XIX в. зародилась марксистская философия (основоположник - Карл Маркс), основанная на материалистических взглядах на исторический процесс и современном понимании существующего буржуазного общества.
17
Шопегауэр, Ницше по-своему делали выводы о теневых сторонах жизни и прогресса, на первое место выдвигая человеческие страсти, инстинкты, а не разум.
18
Интересующие все предшествующие поколения мыслителей вопросы являются объектами для исследования современной философии.