Совет 1: Что такое мертвые языки

Мертвые языки, несмотря на свое название, совсем не всегда так уж мертвы и нигде не используются. Это могут быть как забытые языки, исчезнувшие из речи давным-давно, так и вполне используемые до сих пор в разных сферах жизни.
Инструкция
1
Мертвые языки, как видно из названия, - это языки, которые уже не актуальны для живого общения. Народы, которые говорили на этих языках, либо исчезли, либо оказались завоеваны другими племенами или странами. Примерами мертвых языков могут стать латинский, древнегреческий, индейские языки.
2
Мертвые языки не обязательно исчезают бесследно. Какие-то сведения о них все равно должны остаться у исследователей. Если о языке не остается никаких документов, а существует он только в форме упоминаний или некоторых отдельных записей, то, скорее всего, этот язык либо очень древний, существовал за много тысяч лет до нашей эры, либо в нем не было письменной формы.
3
Большинство мертвых языков остаются в некой застывшей форме литературного языка. Зачастую подобные формы до сих пор используются в некоторых узких сферах деятельности. На них могут быть написаны книги, они могут служить украшениями для произведений искусства. Так, египетские иероглифы до сих пор встречаются на вновь открывающихся памятниках древности. Этим языком уже много тысячелетий никто не пользовался после того, как древнее государство было завоевано арабами. Но расшифрованные иероглифы помогают читать надписи на гробницах, папирусе, памятниках архитектуры. Так люди познают культуру прошлого, узнают те традиции и обычаи, которые занимали умы древних египтян.
4
Более популярным в обращении мертвым языком является латынь. Латинский язык использовался как во времена существования Римской империи, так и гораздо позже ее развала и завоевания германскими племенами. Латынь была языком ученых людей Средневековья и Возрождения, она до сих пор используется в качестве языка медицины, юриспруденции, католического богословия. В качестве церковного языка используется и древнегреческий, и церковнославянский языки. Церковь вообще более других сфер человеческой жизни склонна превозносить и использовать мертвые языки.
5
Нельзя забывать и о том, что именно мертвые языки часто бывают прародителями современных. Так, латинский язык стал родоначальником для целого ряда европейских языков - итальянского, испанского, французского, английского. Он повлиял на развитие практически всех языков Европы, в которых на сегодняшний день есть огромное количество заимствований из латыни. Древнегреческий язык - это прошлое современного греческого, а древнерусский дал начало развитию восточноевропейских языков.

Совет 2: Какие языки считаются мертвыми

Иногда можно услышать словосочетание «мертвый язык». Здесь сразу необходимо уточнить, что словосочетание это относится отнюдь не к языку мертвых, а говорит лишь о том, что данный конкретный язык утратил разговорную форму и более не используется в речи.
Язык действительно живет вместе с народом, на котором тот общается. За прошедшие века умерло огромное количество языков. И в первую очередь вина за это ложится на непрерывные войны, которые ведет человечество. Действительно, сегодня уже не услышать полабского или готского языков, давно нет на свете последних носителей муромского или мещерского языков, как никто уже больше не услышит ни единого слова на долматском или бургундском языках.

В принципе язык умирает тогда, когда уходит из жизни последний его носитель. Хотя в ряде случаев даже мертвый язык продолжает существовать пусть не в виде средства общения, но как сугубо специальный, пример тому латынь. Не имея фактически разговорной формы, он стал международным языком медиков и рецепт, написанный на латыни в Париже, с легкостью прочтут и в Нью-Йорке, и Барнауле.

Аналогично состояние и церковнославянского языка, который, не будучи применим в быту, по-прежнему служит для чтения молитв в ортодоксальной православной церкви.

Практически тоже можно сказать о санскрите, на нем написано множество древних манускриптов, но в разговорной форме его не существует за исключением отдельных элементов. Такое же положение и у древнегреческого языка, которым на сегодняшний день владеют только специалисты.

История знает лишь один случай, когда языку, формально мертвому и не использовавшемуся в быту более восемнадцати веков удалось восстать из пепла! Забытый и использовавшийся лишь для религиозных обрядов язык был восстановлен усилиями группы энтузиастов, лидером которой стал родившийся в 1858 году в белорусском местечке Лужки Элиэзер Бен-Йехуда.

Именно он поставил своей целью возродить к жизни язык своих предков. Естественно владея белорусским языком и идиш, он с детства изучал древнееврейский как язык богослужения. Эмигрировав в Палестину, он первым делом принялся за возрождение иврита.

Иврит, зародившийся между XIIIи VII веком до н.э. иврит стал основой языка Ветхого завета и Торы. Таким образом, современный иврит является древнейшим языком на Земле. Благодаря усилиям Элиэзера Бен-Йехуда и его единомышленников забытый язык обрел голос. Именно голос, поскольку самым сложным оказалось возродить не слова, не их написание, а именно фонетику, истинное звучание древнего языка. В настоящее время именно иврит является государственным языком государства Израиль.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500