Совет 1: Что такое социальная педагогика как дисциплина

В 20 веке получили значительное развитие такие отрасли знания о человеке, как психология, социология, этнология. Среди этих дисциплин особое место занимает и социальная педагогика.

Определение

Социальная педагогика – отрасль педагогики, объектом которой является процесс социального воспитания. Социальная педагогика направлена на организацию воспитания в образовательных учреждениях, а также воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей. Решая свои специфические задачи, социальная педагогика становится эффективной лишь при условии интеграции с данными других отраслей гуманитарного знания.

Среди основных категорий социальной педагогики выделяются следующие: социум, социализация, социальный институт, социальная роль, опека и попечительство, социальная работа, социальная поддержка и т. д.

Становление и развитие дисциплины

Первые социально-педагогические идеи начали появляться еще в трудах древнегреческих и итальянских философов. Начиная с 18 века, когда сформировалась школа классического типа, ученые, исходя из запросов своего времени, продолжают обращаться к проблемам социального воспитания. Так, в 1899 году немецкий педагог Пауль Наторп публикует книгу «Социальная педагогика», которая знаменует появление новой социальной науки.

По мысли Наторпа, человеком становится человеком только в обществе и сама цель его жизни в том, чтобы жить для общества. И поскольку воспитание личности зависит от социальных условий и причин, эти факторы и должна изучать социальная педагогика. В это время создаются и развиваются образовательные учреждения для различных категорий детей (например, в России впервые открываются приюты для незаконнорожденных).

Развитие социальной педагогики происходит по следующим направлениям:

1. изучение исторического наследия педагогической теории и практики;

2. исследование эффективных методов и технологий социально-педагогической деятельности;

3. выявление взаимосвязи между различными явлениями социальной педагогики и определение ориентиров ее развития.

Функции социальной педагогики

Среди методологических основ науки выделяются философия воспитания и российская философская антропология. Теоретические основы – цивилизованный и культурологический подходы, когда конкретный социум рассматривается как частный случай истории. Существует и метаподход, исследующий вечные проблемы образования людей в разные эпохи. При этом какой бы подход ни брался за основу, социальная педагогика обладает следующими функциями:

1. теоретико-познавательная функция заключается в накоплении и синтезировании знаний, на основе которых составляется наиболее полная картина процесса социального воспитания в современном обществе;

2. прикладная функция связана с поиском путей совершенствования педагогического аппарата;

3. гуманистическая функция выражается в разработке целей социально-педагогических процессов и создании благоприятных условий развития и самореализации личности.

Совет 2: Как возникла социальная педагогика

Изучение исторических аспектов любых сфер деятельности или научной области всегда актуально. Социальную педагогику хоть и причисляют к достаточно новой отрасли знаний, однако ее отдельные элементы содержаться в трудах философов и педагогов Античной эпохи.
Появление термина «социальная педагогика» связано с именем немецким педагогом А. Дистервегом. Зарождение социальной педагогики в России относят к концу XIX века, однако определенное развитие данная наука получила лишь начале прошлого века в виде попытки реализации идеи о связи школьного учреждения и социальной среды.

В зарубежных странах активное изучение различных аспектов социальной педагогики началось в Германии в 50-60-ые гг ХХ века, в это же время начинает формироваться профессиональная деятельность специалистов в области социального образования и воспитания

Впрочем, Германию вряд ли можно называть первооткрывательницей данного знания, ведь гораздо ранее в Европе и США развивается вид деятельности, который назывался «социальной работой». До сих пор в деятельности социального педагога и социального работника можно обнаружить большое количество общих признаков, поэтому для регулирования обеих профессиональных сфер используется единый стандарт, в котором названия вышеуказанных профессий употребляют как синонимы и пишутся часто через дефис.

Социальная работа

Специалисты-социологи на профессиональной основе выполняют воспитательную, информационную, консультативную функции, оказывают поддержку, организуя защиту и представление интересов клиентов, именно малообеспеченных граждан, тех, кто не может позаботиться о себе самостоятельно в силу физиологических, психических отклонений или жизненных условий.

Принципиальным отличием социального педагога от прочих социальных работников является то обстоятельство, что несовершеннолетние граждане выступают в качестве традиционных объектов попечения, которым оказывается помощь в воспитании и образовании.

Этапы развития

Все историческое развитие социальной педагогики можно представить в три этапа.

Первый этап, который носит название «эмпирический», связан с определением практических элементов по воспитанию и формированию различных социально – педагогических идей. Этот период связан с наблюдением и описанием поведения детей, находящихся в разных социокультурных группах.

Второй этап – научно-эмпирический. Это этап формирования идей и научных концепций, подведения фактической платформы под умозаключения, сделанные на основе наблюдения. Именно на втором этапе, которому условно отводят вторую половину ХХ века, формируется социальная педагогика как научная дисциплина.

На третьем этапе, который носит название «теоретический», наука развивается, составляя базу для собственного практического применения. Сегодня социальная педагогика может быть представлена как наука, которая может позволить получить ответы вопросы, что именно может произойти в настоящее время или в будущем в жизни людей разных возрастных категорий при наличии различных обстоятельств, каким образом могут быть созданы наиболее благоприятные условия для эффективной социализации индивида, каким способом, возможно, снизить влияния обстоятельств, имеющих неблагоприятную основу, которые могут возникать с индивидами в процессе социализации.
Видео по теме

Совет 3: Что такое современная педагогика как наука

Законы воспитания и образования человека изучает такая наука, как педагогика. Современная педагогика является сложной по структуре наукой, направленной на изучение различных аспектов человеческого бытия.
Инструкция
1
Педагогикой называется наука о воспитании и обучении человека. Современная педагогика состоит из нескольких категорий: социализации, образования, обучения и воспитания. Наиболее широким понятием является социализация, которая заключается в неизбежном и переживаемом каждым человеком многоэтапном и разностороннем процессе развития своих психических и физических качеств под воздействием социальной среды. Изначально этот процесс был неорганизованным, стихийным и почти неуправляемым, но с появлением развитого цивилизованного общества он становится все более организованным и управляемым. Важную роль в нем играет образовательная деятельность.
2
Образование представляет собой организованную, упорядоченную, целенаправленную форму социализации, осуществляемую посредством системы специализированных учреждений. Образование является не только процессом социализации подрастающего поколения, но и целостным процессом формирования внутренней сущности людей.
3
Следующей категорией педагогики как науки становится обучение как одна из важнейших составляющих педагогической деятельности. Сущность обучения составляет совместная деятельность обучаемых и обучающих по овладению определенными знаниями. Объем и характер этих знаний в современных образовательных учреждениях определяется учебными программами и планами, которые устанавливают перечень изучаемых дисциплин и их содержание. Обучение составляет фундаментальную основу воспитания.
4
Воспитанием называется сопутствующий обучению процесс превращения знаний, полученных в ходе обучения, в устойчивые формы поведения, навыки и умения. Как утверждал известный философ Гегель, нельзя научить человека столярному делу, не научив его столярничать. Это означает, что образование можно считать целостным только в том случае, если обучение сочетается с воспитанием, и полученные знания применяются человеком в реальной деятельности, не оставаясь мертвым грузом.
5
К этим главным понятиям, которые составляют основные категории аппарата современной педагогической науки, прибавляются и некоторые другие. В них отражаются новейшие тенденции в теоретическом и практическом развитии образования, например, сюда относят образовательный менеджмент и компьютеризацию образования. Таким образом, современная педагогика изучает особенности воспитания и обучения человека, характерные для настоящего времени.
Видео по теме

Совет 4: Как освоить методику коррекционной педагогики

Коррекционная педагогика представляет собой область педагогической науки, разрабатывающую методы обучения индивидов с социально-психологическими и физическими отклонениями. Для того чтобы работать в этой области, нужны специальные знания, хорошее образование и огромное усердие.

Задачи коррекционной педагогики

Сама дисциплина возникла в ответ на потребность общества в разработке способов воздействия на проблемных детей. В условиях, когда оба родителя постоянно находятся на работе, ребенок фактически предоставлен самому себе, что нередко ведет к асоциальному, девиантному поведению. В подобных случаях методы коррекционной педагогики напрямую связаны с техниками специальной психологии.

Для детей, отстающих в развитии или имеющих какие-либо физиологические дефекты (к примеру, дефект речи), также необходимы специальные алгоритмы обучения и воспитания. Причем требуется разработка не только методов обучения, но и способов контроля за изученным материалом, поскольку далеко не всегда отстающий в развитии ребенок может адекватно ответить, усвоен ли материал. Одной из задач коррекционной педагогики является диагностика нарушений и трудностей в обучении и воспитании детей. Важно, чтобы эта диагностика была проведена своевременно, чтобы успеть вовремя принять меры.

Каким образом можно освоить коррекционную педагогику?

В первую очередь, необходимо знать, что изучение коррекционной педагогики базируется на нескольких принципах. Первый из них – использование системы методов научного исследования в работе коррекционного педагога. Именно благодаря им, достигается необходимый уровень компетентности, который позволяет разработать для ребенка обучающую программу. Исследования проводятся и в семье ребенка, и в школе, и даже после школы по ходу дальнейшей, уже самостоятельной, жизни человека. Второй принцип вытекает из первого – это принцип комплексности изучения людей с отклонениями. Он позволяет брать данные у разных источников – воспитателей, психологов, учителей, врачей – и сравнивать их между собой.

Исследования могут иметь самые разные формы: наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, анализ деятельности и т.д. После анализа результатов исследований стоит определить, какой из методов лучше всего подходит для обучения и воспитания ребенка. Это может быть учебно-познавательная деятельность (в форме лекций, наглядных демонстраций, рассказов, бесед, опытов), которая непременно сопровождается мотивацией (игры, поощрения, порицания и т.п.). Важным моментом является своевременный контроль за обучением нетипичного ребенка. Он проявляется в проверке усвоенного в устном или письменном виде.
Видео по теме

Совет 5: На какие виды делятся социальные науки

Социальными науками называют форму духовной деятельности людей, которая направлена на увеличение и улучшение знаний об обществе. К ним относятся социология и культурология, педагогика и риторика, экономика, психология, лингвистика, география и история, политология и юриспруденция. Социальные науки делятся на три большие группы.
Социальные науки, их еще часто называют общественными, изучают законы, факты и зависимости общественно-исторического процесса, а также цели, мотивы и ценности человека. От искусства они отличаются тем, что для исследования общества используют научный метод и стандарты, включая качественный и количественный анализ проблем. Результатом данных исследований является анализ общественных процессов и обнаружение в них закономерностей и повторяющихся событий.

Науки об обществе

В первую группу входят науки, дающие наиболее общие знания об обществе, прежде всего, это философия и социология. Социология изучает общество и законы его развития, функционирование социальных общностей и отношения между ними. Эта мультипарадигмальная наука рассматривает социальные механизмы как самодостаточные средства регулирования социальных отношений. Большую часть парадигм делят на два направления — микросоциологию и макросоциологию.

Науки об определенных сферах общественной жизни

К данной группе социальных наук относят экономику, культурологию, политологию, этику и эстетику. Культурология занимается изучением взаимодействия культурных доминант в индивидуальном и массовом сознании. Объектом исследования экономики является экономическая действительность. Из-за ее широты данная наука представляет собой целый кластер дисциплин, которые отличаются друг от друга предметом изучения. К экономическим дисциплинам относятся: макро- и микроэкономика, эконометрика, математические методы экономики, статистика, отраслевая и инженерная экономика, история экономических учений и множество других.

Этика занимается исследованием морали и нравственности. Метаэтика изучает происхождение и значение этических категорий и понятий, используя логико-лингвистический анализ. Нормативная этика посвящена поиску принципов, регулирующих поведение человека и направляющих его поступки.

Науки обо всех сферах общественной жизни

Данные науки пронизывают все сферы общественной жизни, это правоведение (юриспруденция) и история. Полагаясь на различные источники, история изучает прошлое человечества. Предметом изучения правоведения является право как социально-политическое явление, а также совокупность общеобязательных установленных государством определенных правил поведения. Юриспруденция рассматривает государство как организацию политической власти, которая обеспечивает управление делами всего общества с помощью права и специально созданного государственного аппарата.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500