Совет 1: Как правильно высушить скошенную траву

Чтобы из скошенной травы получилось высококачественное сено, максимально сохранившее витамины, полезные вещества и питательность, очень важно правильно сушить подготовленную траву и своевременно подвергать ее определенным стадиям обработки.
Чтобы правильно высушить скошенную траву, необходимо последовательно провести ряд операций с ней: регулярное, частое ворошение, своевременное сгребание в валки, копнение и стогование.

Заготовку травы лучше всего производить в солнечную, жаркую погоду – сушка будет происходить в естественных условиях, под воздействием солнца и ветра, что обеспечит получение сена высокого качества. Основное количество влаги в траве находится в стебле, а испарение воды идет преимущественно через листья. Поэтому чтобы не допустить преждевременного пересыхания и обламывания листьев при влажном стебле, траву необходимо немного подвялить на солнце. Для этого весь скошенный травостой рассыпают тонким слоем на хорошо проветриваемой площадке и выдерживают некоторое время, пока уровень влаги в растениях не снизится. Эта мера позволит избежать при ворошении обламывания листьев, цветков и верхушек стеблей – ведь именно эти части растения обладают наиболее ценными кормовыми свойствами.

В период подвяливания скошенную траву необходимо довольно часто ворошить с обязательным переворотом пластов. Первое ворошение производят непосредственно после скашивания травы, все последующие – по мере подсыхания верхних слоев. Период сушки на открытом воздухе обычно составляет около двух дней, до тех пор, пока трава не потеряет влагу наполовину или чуть больше, после чего сено собирают в небольшие валки и досушивают уже без ворошения.

Чтобы определить, насколько трава готова для укладки в валки, нужно взять небольшой пучок растений и скрутить его в руках. Если сено хрустит, шуршит, ломается и из стеблей не выступает влага, это означает, что уровень влажности не превышает 15-17% и траву можно убирать в валки на окончательное досушивание. Если же стебли остаются гибкими, не ломаются, выделяют сок, значит влажность сена превышает 23% и оно нуждается в дополнительной сушке на воздухе.

В случае если погода дождливая и не позволяет сушить сено россыпью, траву в 3-4 слоя раскладывают на длинных жердях, соединенных в виде шалаша и установленных с подветренной стороны сельскохозяйственных построек или заборов. Уложенная таким образом трава может сохнуть неделю или чуть больше, после чего собирается в валки сухими слоями внутрь и влажными – по периферии.

Для проверки, насколько сено высохло в валках и определения степени его готовности к скирдованию, нужно опустить руку внутрь травяного валка – если сено еще влажное, то рука почувствует сырое тепло. Такую траву досушивают еще в течение двух дней, после чего окончательно готовое к хранению сено собирают в стога и убирают в специальное помещение или под навес. Если по каким-либо причинам возникла необходимость убрать в стог слегка влажное сено, то для того, чтобы избежать появления плесени, слои травы равномерно пересыпают поверенной солью.

Важно помнить, что высушенную траву нельзя хранить в стогах, плотно укрытых полиэтиленовой пленкой – на ней конденсируется влага и сено начинает плесневеть. Пленка должны укрывать стог таким образом, чтобы оставался зазор между ним и пленкой для свободной циркуляции воздуха.

Совет 2: Как высушить сено

Работоспособность лошади и удой коровы во многом зависят от полноценности их кормления. Хороший корм способствует правильному и быстрому развитию животных. Сено является главной составляющей кормления скота, но его следует правильно заготовить и высушить, чтобы избежать гниения и порчи.

Сено используется в сельском хозяйстве и относится к травянистым грубым кормам, получаемым воздушной и солнечной сушкой скошенной травы. Содержание влаги в сене должно составлять примерно 17%. Поэтому сушка травы должна быть произведена таким образом, чтобы сено получилось зеленого цвета (а не желтого), без плесени и пыли, с хорошим приятным запахом и минимальными потерями листьев.

Запомните, чем раньше будет скошена трава, тем более питательнее получится сено. Больше всего витаминов и питательных веществ содержится в траве перед началом ее цветения. Из этого следует, что убирать сено следует в период бутонизации бобовых культур и колошения злаков. Запоздалая уборка приведет к значительному уменьшению питательных веществ в будущем сене.

Быстрая сушка- главное условие для получения качественного сена. При длительной сушке травы и затяжной ее уборке теряется больше половины питательных веществ. В зеленой траве влажность составляет 70-80%, а сено должно быть заложено на хранение при влажности не более 18%. Молодая зелень сохнет несколько дольше, чем зрелая.

Провяльте скошенную траву в прокосах до влажности 50-60%. Причем листья у травы должны оставаться гибкими и слегка вялыми, стебель же сохраняется упругим. При хорошей солнечной погоде на доведение сена до необходимой влажности уходит примерно пять-шесть часов для злаковых и три часа для бобовых культур. После этого массу следует досушить на специально оборудованных валках. Чтобы избежать потерь и гниения сена, сгребайте траву в валки поперек прокосов, особенно на малоурожайных, мелкотравных и степных сенокосах.

Отлично просушивается трава на козлах, вешалах и шатрах. Провяленную траву следует предварительно навешать на данные приспособления таким образом, чтобы воздух имел способность свободно проходить через нее, а вода могла свободно скатываться по поверхности. Накладывайте траву на вешала снизу, ее нижний ряд не должен касаться земли во избежание загнивания и загрязнения сена. Осталось лишь уложить высушенное сено в скирды или копны, которые должны быть расположены под навесом или в сарае.

Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500