Совет 1: Почему леса называют зелеными легкими

Леса покрывают значительные площади планеты, формируя устойчивые экосистемы, отличающиеся разнообразием видов растений и животных. Уникальная способность деревьев вырабатывать кислород, необходимый для существования живых организмов, дает ученым-экологам и борцам за сохранение окружающей среды право называть леса «зелеными легкими планеты».
Инструкция
1
Деревья и другие виды растений, которыми богаты леса, в процессе фотосинтеза формируют органические вещества. Для этой цели растения используют углерод, поглощаемый из атмосферы. После переработки углекислый газ усваивается деревьями, а в атмосферу выделяется кислород. Углерод, связанный в процессе фотосинтеза, идет на строительство организмов растений, а также возвращается в окружающую среду вместе с отмирающими частями – ветками, листвой и корой.
2
В течение всей своей жизни растение использует определенное количество углерода, соизмеримое с объемом кислорода, выделяемого в атмосферу. Иными словами, сколько молекул углерода усвоено взрослым растением, столько же кислорода получила планета. Часть связанного деревьями углерода уходит в другие части лесной экосистемы – в почву, опавшую листву и хвою, высохшие ветки и корневища.
3
Когда дерево гибнет, запускается обратный процесс: разлагающаяся древесина берет из атмосферы кислород, выделяя обратно углекислый газ. Те же явления наблюдаются и во время лесных пожаров или при сжигании древесины в качестве топлива. Именно по этой причине так важно предохранять зеленые насаждения от преждевременной гибели и от губительного воздействия огня.
4
Роль лесных экосистем в жизни планеты определяется скоростью накопления органического вещества. Если этот процесс идет быстрыми темпами, в атмосфере накапливается кислород и уменьшается количество углекислого газа. Если баланс сдвигается в обратную сторону, «зеленые легкие планеты» хуже выполняют свою функцию по насыщению атмосферы кислородом.
5
Было бы ошибкой считать, что источником кислорода на планете служат только молодые леса, деревья в которых интенсивно растут, поглощая углекислый газ. Конечно, любая экосистема в какой-то момент достигает периода зрелости, когда в ней создается равновесие между взаимосвязанными процессами поглощения углекислого газа и выделения кислорода. Но и очень спелый лес, где высок процент старых деревьев, продолжает свою невидимую работу по обеспечению атмосферы кислородом, хотя уже и не столь интенсивно.
6
Живые деревья – главный, но далеко не единственный компонент лесной экосистемы, где может накапливаться органика. Для процессов производства кислорода существенное значение имеют почва с ее органическими веществами, а также лесная подстилка, которая формируется из частей отмирающих растений. Такое разнообразие компонентов экологической системы позволяет поддерживать устойчивое равновесие в обменных процессах, происходящих в «зеленых легких», столь необходимых для поддержания жизни на планете.

Совет 2: Почему биосферу называют экосистемой

Термин «биосфера» был впервые введенный знаменитым биологом Ламарком в начале 19-го века. Он характеризует оболочку Земли, занятую живыми организмами (людьми, животными, растениями, микроорганизмами), которая подвергается их воздействию в самых разнообразных формах. Биосфера занимает верхнюю часть литосферы, нижнюю часть атмосферы и всю гидросферу. Целостное учение было создано нашим соотечественником Вернадским в первой половине 20-го века. Почему биосферу называют экологической системой?
Прежде всего, вспомните, что такое экология. Согласно общепринятому определению, это – наука, изучающая отношения живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Поскольку само понятие биосферы включает в себя наличие живых организмов, совершенно очевидно, что биосфера имеет самое прямое отношение к экологии. Теперь вспомните, что такое система. Это (в широком толковании слова) - множество элементов, которые находятся в неразрывной связи друг с другом, воздействуют друг на друга, образуя определенную целостность, единство. Образно говоря, систему можно сравнить с каким-то сложным механизмом, состоящим из множества деталей, больших и маленьких, простых и сложных. От безупречной работы каждой детали зависит бесперебойная деятельность всего механизма в целом. Легко можно увидеть, что биосфера полностью удовлетворяет обоим определениям. Повсюду на нашей планете – и на суше, и в воде, и в воздухе - встречаются живые организмы, простые и сложные. Даже в вековых льдах Антарктиды, даже в самых глубоких океанских впадинах есть жизнь. Отдельные организмы образуют простые формы – популяции. Популяции, в свою очередь, образуют более сложные сообщества – биоценозы. Все находится в неразрывной связи, все зависит друг от друга. Ну, а биоценозы, в совокупности с неживыми факторами среды, образуют экосистемы. Одна экосистема может быть непохожей на другую, но они опять-таки тесно взаимосвязаны и зависят друг от друга, обмениваясь веществами и энергией. Вот так и происходит вечный круговорот. Поэтому биосферу можно с полным правом считать экосистемой. Рассмотрите конкретный пример. Кому из вас не приходилось, прихлопнув присосавшегося комара, в сердцах пожелать: «Чтоб вы все пропали!»? А что будет, если в самом деле вдруг исчезнут комары? Это – главная пища лягушек, таким образом, вслед за кровососущими тварями резко сократится поголовье земноводных. Лягушками же питаются змеи – которые, в свою очередь, истребляют массу вредных грызунов. Видите, к каким последствиям могло привести ваше неосторожное пожелание, если бы оно вдруг сбылось. Когда механизм налажен, исчезновение даже самой крошечной детали может вывести его из строя.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500